Курсовая работа: Бизнес-план развития автомобильного парка
Инвестиционный проект это комплексный план мероприятий, направленный на обоснование эффективности вложения в создаваемые или модернизируемые материальные объекты, технологические процессы, виды предпринимательской деятельности и целевые программы с целью сохранения и увеличения капитала, получения выгоды [9, c.67].
С позиции организации инвестиционные проекты могут классифицироваться по факторам, определяющим их особенности (таблица 1.1).
Таблица 1.1
Факторы, определяющие особенности инвестиционных проектов
Факторы | Виды проектов |
1 | 2 |
Величина привлекаемых инвестиций | Крупные, мелкие или средние проекты |
Интенсивность инвестиционного вложения средств | Крупные проекты с коротким сроком окупаемости или вкладываемые поэтапно с длительным сроком возврата и т.п. |
Длительности осуществления инвестиционного вложения | Кратко-, средне- или долгосрочные проекты |
Тип взаимосвязей | Независимые, взаимозависимые и альтернативные и т.п. |
Способ финансирования | Проекты, организованные за счёт собственных средств, кредита, государственного бюджета и т.п. |
Степени влияния на экономическую, социальную или экологическую ситуацию |
- Глобальные, реализация которых существенно влияет на ситуацию, сложившуюся на Земле (экономическую, социальную или экологическую) - Народнохозяйственные, осуществление которых приводит к значительным изменениям данной ситуации в стране - Крупномасштабные, оказывающие влияние на ситуацию в отдельных регионах или отраслях страны, и при их оценке можно не учитывать влияние на обстановку в других районах или отраслях - Локальные, внедрение которых не оказывает сколь-либо значимого влияния на соответствующую ситуацию в регионе и не изменяет уровень и структуру цен на товарных рынках |
Инвестиционные проекты различаются и по степени риска, определяемой вероятностью недостаточно точной оценки рынка со стороны инвестора. Проект, содержанием которого является выполнение новых прикладных научных разработок, относят к инновационным.
Разработка и претворение в жизнь инвестиционного проекта осуществляется в течение длительного периода времени – от идеи до её материального воплощения. Период времени между началом осуществления проекта и его ликвидацией принято называть инвестиционным, или жизненным циклом проекта. Он необходим для анализа проблем финансирования работ по проекту, принятия необходимых решений и подразделяется на стадии (фазы или этапы). На практике их выделение может несколько различаться. Важно, чтобы оно позволяло наметить некоторые важные периоды в состоянии объекта проектирования, при прохождении которых он не только существенно изменялся, но и представлялась бы возможность оценки наиболее вероятных направлений его развития [10, c.44-47].
Жизненный цикл инвестиционного проекта включает такие стадии, как: формулировка проекта; анализ проекта; разработка проекта; реализация проекта; оценка полученных результатов.
Формулировка проекта - это то, с чего начинается любой инвестиционный проект:
- инвестиционный замысел (идея);
- осуществляемый подход (инновационный, патентный и др.);
- соответствие предлагаемого технико-технологического решения сертификационным требованиям;
- предварительное согласование инвестиционного замысла с федеральными, региональными, местными интересами и отраслевыми приоритетами;
- отбор реципиента, способного реализовать проект;
- подготовка информационного меморандума реципиента.
Проектный анализ - методология комплексной оценки достоинств и недостатков проектов, альтернативных путей использования ресурсов с учётом их макро- и микроэкономических последствий. В связи с чем, он может быть:
- технический анализ - исследование предполагаемого местоположения и масштаба объекта, типов используемых технологических процессов, материалов, оборудования и оснастки; графика работ, наличие капитала и рабочей силы, необходимой инфраструктуры, методов реализации, эксплуатации и обслуживания инвестиционного проекта;
- экономический анализ - определение ценности инвестиционного проекта с точки зрения получаемого эффекта и произведённых затрат, т.е. его эффективности применительно к национальным, региональным и местным интересам;
- организационный анализ - выявление компетентности и способности административного персонала успешно решать все задачи по реализации инвестиционного проекта;
- социальный анализ - установление воздействия инвестиционного проекта на изменение общественных отношений и развитие социальной сферы, психологическую обстановку и поведение людей;
- финансовый анализ - обоснование достаточности инвестиционных ресурсов для реализации инвестиционного проекта в установленные сроки, подготовка ориентировочного баланса доходов и расходов, получаемых в итоге прибылей и убытков;
- экологический анализ - рассмотрение существующих природных условий и потенциального влияния инвестиционного проекта на окружающую среду, прогнозирование возможных экологических последствий.
Только такой, многосторонний и детальный анализ создаёт предпосылки для объективной оценки рассматриваемого инвестиционного проекта в целом.
Разработка проекта - осуществление научно-исследовательских разработок и конструкторско-технологических работ, подготовка необходимой документации и тендерных торгов, проведение переговоров с потенциальными инвесторами, определение изготовителей и поставщиков продукции.
При разработке инвестиционных проектов надо руководствоваться рядом правил, позволяющих учитывать действующие факторы и создавать реальную обоснованность проекта. К ним относятся:
- обязательное моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств;
- учёт результатов анализа рынка, финансового состояния подрядчика (субподрядчика), степени доверия к руководителям проекта;
- приведение предстоящих расходов и доходов к условиям их соразмерности по экономической ценности в начальном периоде;
- оценка инфляции, возможных задержек платежей и других факторов изменения стоимости вкладываемых средств;
- выявление неопределённости и рисков, связанных с осуществлением проекта [11, c.23-24].
Выполняемая оценка эффективности инвестиционного проекта может различаться по её видам (социально-экономическая, коммерческая, реальная, отраслевая, бюджетная и т.д.), набору исходных данных и степени подробности их описания. Точность оценки возрастает в порядке разработки проекта. Так, на стадии разработки инвестиционного предложения во многих случаях ограничиваются оценкой эффективности проекта в целом, а схема финансирования может быть намечена в самых общих чертах (например, на основании экспертных оценок). Благодаря этому инвестор, прежде чем вкладывать средства в конкретный объект (проект) анализирует его функционирование с целью оценки будущего состояния и перспектив развития, эффективности инвестиций [12, c.71].
Рассмотрим подробнее основные показатели эффективности инвестиционных проектов.
Показатель чистой теперешней стоимости предполагает сравнение текущей стоимости будущих денежных поступлений от реализации проекта с инвестиционными расходами, необходимыми для его осуществления.
Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью коэффициента r, устанавливаемого аналитиком (инвестором) самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый им капитал.
Допустим, делается прогноз, что инвестиция (IC) будет генерировать в течение n лет, годовые доходы в размере P1, P2,., Рn. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV) соответственно рассчитываются по формулам (1.1-1.2) [12, c.76]:
(1.1)
(1.2)
Рентабельность инвестиций метод оценки эффективности проекта, который является по сути следствием метода чистой теперешней стоимости. Индекс рентабельности (PI) рассчитывается по формуле (1.3):
(1.3)
В отличие от чистого приведенного эффекта индекс рентабельности является относительным показателем, что делает его удобным в планировании при выборе одного проекта из нескольких альтернативных.
Срок окупаемости инвестиций (РР) предполагает вычисление того периода, за который кумулятивная сумма (сумма нарастающим итогом) денежных поступлений сравняется с суммой первоначальных инвестиций (1.4).
, (1.4)
В сводку технико-экономических показателей работы транспортного хозяйства в ходе инвестирования в него средств также включаются:
а) коэффициент использования парка транспортных средств по времени (1.5):
;(1.5)
где Fфакт - число часов фактической работы парка транспорта за период;
Fэф эффективный фонд времени работы парка транспорта за период
б) коэффициент использования пробега (1.6):
;(1.6)
где Lгр - расстояние, пройденное транспортом с грузом за период, км;
Lобщ – общий пробег транспорта с грузом и порожняком, км.
себестоимость 1 машино-часа работы транспортных средств (1.7):
;(1.7)
где Зп расходы на заработную плату обслуживающего персонала с начислениями за период, д.е.;
А амортизация оборудования за период, д.е.;
Р – расходы на текущий ремонт и обслуживание оборудования, д.е.;
Т – стоимость потребленного топлива и прочих энергоносителей, д.е.;
М – затраты на расходные материалы (смазочные, обтирочные и т.д.), д.е.;
Пр – прочие расходы, д.е.
в) себестоимость перевозки 1 т груза (1.8):
;(1.8)
где Qч масса грузов, перевозимых транспортными средствами за 1 час, т.
г) себестоимость 1 рейса (1.9):
;(1.9)
д) расходы энергии (топлива) и смазочных и обтирочных материалов (по нормам и отклонениям от них).
Анализ представленных показателей, позволяет выявить отрицательные стороны управления транспортным хозяйством с целью его оптимизации.
Реализация проекта выполнение проектно-изыскательских, строительно-монтажных и наладочных работ, обучение персонала, заключение контрактов на поставку сырья и материалов, комплектующих изделий и энергоносителей, производство опытного образца, выпуск опытной партии и серии, испытание изделий, эксплуатация и мониторинг инвестируемого объекта.
Таким образом, в транспортном хозяйстве предприятий до сих пор нет полной ясности, какие виды транспорта в большей степени подходят для функционирования в новых условиях хозяйствования. Мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективное воздействие государства на деятельность транспорта заключается в обеспечении справедливой конкуренции между видами транспорта, а также в воздействии на формирование разумной прибыли транспортных предприятий независимо от форм собственности.
Как отмечено ранее, государство или прямо участвует в инвестиционном процессе или берет на себя функции регулирования деятельности частного капитала в отношении привлечения средств на транспорт.
Любому инвестиционному вложению, в частности в развитие автопарка предприятия, предшествует создание инвестиционного проекта – комплексного плана мероприятий, который направлен на обоснование эффективности вложения в создаваемые или модернизируемые материальные объекты, технологические процессы, виды предпринимательской деятельности и целевые программы с целью сохранения и увеличения капитала, получения выгоды.
Обобщая сказанное, отметим также, что транспортная система представляет собой большой и сложный народнохозяйственный комплекс страны. В него входят следующие виды транспорта: железнодорожный, морской, речной (внутренний водный), автомобильный, воздушный, трубопроводный.
По предварительным данным Национального банка Беларуси, экспорт транспортных услуг в январе-ноябре 2010 г. составил 2,8 млрд. у. е., что на 29,5% выше уровня аналогичного периода 2009 г. Перевозки грузов составили 2,3 млрд. у. е., (темп роста 128,1%), перевозки пассажиров – 205,4 млн. у. е. (темп роста 145,3%).
Характеризуя зарубежный опыт управления транспортным хозяйством, следует отметить его инвестиционную направленность и дерегулирование.
Основной задачей транспортного хозяйства предприятий Республики Беларусь в нынешних условиях хозяйствования является бесперебойная транспортировка грузов при полном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций. Это достигается путем правильной организации транспортного хозяйства и четкого планирования работы транспорта, обоснованного выбора транспортных системы средств, нормирования.
Глава 2. Анализ организации работы автопарка в СПК имени Ленина
2.1 Технико-экономическая характеристика хозяйства
СПК «Имени Ленина» – коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются выращивание элитных сортов пшеницы, подсолнечника, кукурузы и прочих зерновых и кормовых культур и мясомолочное производство.
СПК «Имени Ленина» расположен в Гомельском районе Гомельской области, на территории четырех населенных пунктов протяженностью более 20 км. Центральная усадьба находится в д.Поколюбичи, – это в трех километрах от областного центра.
История СПК «Имени Ленина» началась в 1929 году, когда на базе общественных земель сельскими активистами д. Поколюбичи было организовано коллективное хозяйство «Красная нива». В 1931 году колхозу было присвоено имя Ленина. В августе 1939 года колхоз «Имени Ленина» экспонирует свою продукцию в Москве, на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. В июне 2007 г. решением Гомельского областного исполнительного комитета №460 СПК «Имени Ленина» был зарегистрирован в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за 400201108.
Также в 2007 г. СПК «Имени Ленина» включен в число шестидесяти валообразующих предприятий сельского хозяйства Республики Беларусь: перед коллективом колхоза были поставлены задачи по ускоренному наращиванию производства молока, мяса, продукции растениеводства. В связи с чем, рассмотрим основные результаты финансово-хозяйственной деятельности СПК «Имени Ленина» за три года, начиная с 2007 г. (таблица 2.1).
Источник информации – данные формы №6-АПК «Валовая продукция и затраты на производство» за 2008-2009 гг., данные отчёта по труду и движению работников за 2008-2009 гг., данные отчёта о прибылях и убытках.
Из данных таблицы 2.1 видно, что выпуск продукции в фактических ценах за 2009 г. составил 4732 млн р. Это на 29,8% больше, чем годом ранее. В свою очередь, стоимостной объём выпуска продукции за 2007 г. равнялся 3364 млн р.
Среднесписочная численность работающих в СПК «Имени Ленина» в 2007г. составляла 299 чел., из них 286 работают в основной деятельности, где чуть более 200 чел. – рабочие. В 2008г. происходит сокращение численности работающих на 34 чел. в разрезе основных работников, из них 26 рабочих. В 2009г. кроме 34 работников основного производства, число работников неосновной деятельности становится меньше на 4 чел. В целом, рабочие основной деятельности СПК «Имени Ленина» составляют около двух трети всего персонала СПК «Имени Ленина» в течение анализируемого периода.