Реферат: Вводные вставные конструкции в поэзии М.Ю. Лермонтова
( II, 234 )
3) раскрытие внутреннего мира героя :
Но в диком сердце бушевало,
Казалось, тайная гроза
( II, 300 )
Не стыд – но горькая досада
Героя медленно грызет :
Жизнь побежденным не награда :
Он на друзей не кинул взгляда
И, мнится, их не узнает
( II, 392 )
Итак, функции вводных конструкций, благодаря широким стилистическим возможностям, разнообразны.
- 28 -
В текстах М.Ю. Лермонтова вводные единицы по своей экспрессивной окраске принадлежат большинство к нейтральному или разговорному стилю. Используются нередко в прямой речи и в диалогах героев. Чаще всего М.Ю. Лермонтов вводные компоненты употребляет в ранней лирике.
- 29 –
Глава 3. Вставные конструкции в поэтической речи М.Ю. Лермонтова.
Всего привлечено к описанию около 70-ти осложняющих конструкций, которые большей частью встречаются в поэмах.
3.1 Пунктационное оформление вставок.
Пунктационный критерий играет немаловажную роль при синтаксической квалификации явления, хотя его и нельзя считать абсолютным и самодостаточным.
В тексте вставные конструкции выделяются чаще всего круглыми скобками или двойным тире. Скобки возникли раньше, чем тире. О них М.В. Ломоносов писал как о знаке «вместительном». Скобки «лучше всего передают факультативность и отчужденность вставки и употребляются как более сильный выключающий знак, чем тире».
«Еще со времен «Евгения Онегина» Пушкина стало традиционным скобочное оформление вставных конструкций в стихах. Видимо, скобки в поэтическом тексте выполняют и экспрессивные функции, создавая подтекст».
В текстах М.Ю. Лермонтова большинство вставных структур оформлено с помощью скобок, но имеются случаи выделения вставок и тире :
Раз – это было под Гихами –
Мы проходили темный лес
( I, 62 )
Но я люблю – за что не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье
( I, 72 )
Хоть между тем (пожалуй, клясться стану)
Ужасно сам похож на обезьяну
( II, 71 )
Ломоносов М.В. Указ. соч. С.437.
Коцарь Э.Б. Вводные слова и словосочетания, вводные предложения, вставные конструкции. // Учеб. пособие.- М., 1969. С.15.
Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. : Учеб. пособие – М., 1990. С.150-151.
- 30 -
3.2 Структура вставных единиц.
Ярко выраженное общее функциональное назначение вставных конструкций объединяет разнообразные по грамматической оформленности единицы : от минимальной и простейшей (например, только восклицательный или вопросительный знак, передающий отношение к мысли) до сложного предложения и даже целого абзаца.
Синтаксическое строение вставочных компонентов чрезвычайно разнообразно : это может быть вставной знак, вставное слово, вставное словосочетание, вставное простое предложение, составное сложное предложение; вставка к абзацу как самостоятельно оформленная конструкция; вставной абзац; вставное самостоятельно оформленное предложение (риторический вопрос).
Тексты М.Ю. Лермонтова содержат следующие структурные типы вставных конструкций :
1) слово :
Чернеет тень во всех углах –
И – странно – Оршу обнял страх
( II, 418 )
2) свободное словосочетание :
Уж близко цель его стремленья,
Как вдруг под ним (ужасный вид)
Земля неверная дрожит
( I, 142 )
И стоило ль любить и покидать,
Чтобы странам чужим нести казать
Испорченное сердце (плод страстей)
В чем недостатка нет между людей
( II, 225 )
____________________________________________________________________
Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка : Учебник для вузов. – 3-е изд., испр. – М., 1991. С.
- 31 -
3) самостоятельное простое предложение (самый распространенный тип вставок) :
Герой наш был москвич, и потому
Я враг Неве и невскому туману
Там (я весь мир в свидетели возьму)
Веселье вредно русскому карману
( II, 71 )
И в это время слух промчался
(Гласит преданье), что в горах
безвестный странник показался,
Опасный в мире и боях
( II, 294 )
4) сложное предложение :
Безвестная печаль сменялась вдруг
Какою – то веселостью недужной…
(Дай бог, чтоб всех томил такой недуг)
( II, 71 )
В текстах М.Ю. Лермонтова встречаются вставные придаточные части :
Обманывать он почитал за зло,
За низость, но правдивой мести знаки
Он не щадил (хотя б дошло до драки)
( II, 71 )
Увы! Пред властию чужой
Склонилась гордая страна,
И песня вольности святой
(Какая б ни была она)
Уже забвенью предана
( II, 262 )
- 32 -
И в городе (что мне всегда досадно)
Колокола трезвонят беспощадно
( II, 71 )
Красавицы сидели за столом,
Раскладывая карты, и гадали
О будущем. И ум их видел в нем
Надежды (то, что мы и все видали)
( II, 71 )
5) простое предложение, осложненное вводными словами и обращениями :
Я мчался без дорог; перед мною
Не серое, не голубое небо
(И мнилося, не небо было то)
Виднелось
( I, 137 )
Хоть между тем (пожалуй клясться стану)
Ужасно сам похож на обезьяну
( II, 71 )
О, если б мог он, в молнию одет,
Одним ударом весь разрушить свет!..
(Но к счастью для вас, читатель милый,
Он не был одарен подобной силой)
( II, 71 )
Таким образом, по синтаксическому строению в поэзии М.Ю. Лермонтова чаще всего встречаются по преимуществу компактные вставные единицы, состоящие из простых и осложненных предложений.
3.3 Позиция вставной конструкции в предложении.
Вставные конструкции отличаются меньшей свободой расположения, чем вводные. Вставки в силу своего назначения в речи – передавать
- 33 -
дополнительные сведения – могут располагаться лишь в середине предложения или в конце. Для вставок исключена позиция абсолютного начала в включающем их предложении.
Вставные конструкции, соотносящиеся с включающим высказыванием в целом, очень часты в текстах М.Ю. Лермонтова (более 30 % от общего числа вставок). Такие вставочные единицы находятся в интерпозитивном положении:
Уж близко цель его стремленья,
Как вдруг под ним (ужасный вид)
Земля неверная дрожит
( I, 142 )
И в городе (что мне всегда досадно)
Колокола трезвонят беспощадно
( II, 71 )
Вставные конструкции, которые соотносятся с каким-либо членом предложения и его группой чаще всего располагаются постпозитивно по отношению к этому компоненту. Однако законы поэтического синтаксиса допускают возможность и препозиции для подобных парантез.
Вставка в поэтических текстах М.Ю. Лермонтова может соотноситься со сказуемым (20 % конструкций от общего числа), с второстепенными членами (дополнением, обстоятельством) :
И что отец, немного с ним поспоря,
Велел его посечь…(конечно, с горя)
( II, 71 )
Огня и сил лишен уж был несчастный
Он встал, вздохнул (нельзя же не вздохнуть),
Поправил брюки и пустился в путь
( II, 71 )
- 34 -
Я видел взгляд, исполненный огня
(Уж он давно закрылся для меня),
Но как к тебе, к нему еще лечу,
И хоть нельзя, - смотреть его хочу
( I, 147 )
Он сам лезгинец; уж давно
(Так было небом суждено)
Не зрел отечество
( II, 349 )
Красавицы сидели за столом,
Раскладывая карты, и гадали
О будущем. И ум их видел в нем
Надежды (то, что мы и все видали)
( II, 75 )
Вставные компоненты, актуализирующие подлежащее немногочисленны у М.Ю. Лермонтова. Они, как правило, находятся в интерпозиции:
…его черты
(Развалины минувшей красоты,
Хоть не являли старости оне),
Казалося, знакомы были мне
( II, 226 )
Я мчался без дорог; перед мною
Не серая, не голубое небо
(И мнилося, не небо было то,
А тусклое бездушное пространство)
Виднелось
( I, 137 )
Таким образом, вставные структуры в поэтических текстах М.Ю. Лермонтова в большинстве случаях соотносятся с высказыванием в целом и занимают интерпозитивное положение.
- 35 -
25 % вставок от общего числа соотносится со сказуемым и занимает постпозицию. Немногочисленную группу вставных конструкций составляют соотношения с подлежащим. Они занимают постпозицию.
3.4 Функции вставок.
Помимо основной функции – передавать дополнительные сведения, вставные конструкции обладают второстепенными функциями. В поэзии М.Ю. Лермонтова имеют место вставочные единицы, которые, указывая на отличительный признак какого-либо предметного члена предложения, выражают пояснительно – определительную связь:
Ни разу не был в дни веселья
Так разноцветен и богат
Тамары праздничный наряд
Цветы родимого ущелья
(Так древний требует обряд)
Над нею льют свой аромат
( II, 136 )
Неясный шорох слышался вокруг:
То загремит, то снова тише, тише
(То были тени предков – или мыши)
( II, 126 )
Вставочные конструкции, выражающие причинно – следственные и целевые отношения, составляют в поэтических произведениях М.Ю. Лермонтова 30 % от общего числа :
Он сам лезгинец; уж давно
(Так было небом суждено)
Не зрел отечества
( II, 335 )
- 36 -
Нет! Как оно я не был волен,
Болезнью жизни, скукой болен,
(На зло былым и новым дням)
Я не завидовал, как прежде,
Его серебряной одежде,
Его бунтующим волнам
( I, 303 )
Небольшую группу составляют вставки, обозначающие временные и пространственные отношения :
Раз – это было под Гихами –
Мы проходили темный лес
( I, 62 )
Значительную группу представляют в поэзии М.Ю. Лермонтова парантетические конструкции, содержащие качественно – эмоциональную оценку высказывания.
Вставные конструкции этого типа выражают радость, восхищение, недоумение, удивление, сожаление, иронию, досаду, возмущение, негодование, чувство страха :
Чернеет тень во всех углах –
И – странно – Оршу обнял страх
( II, 418 )
И в городе (что мне всегда досадно)
Колокола трезвонят беспощадно…
( II, 71 )
Упал! (прости невинность!) Как змея
Маврушку крепко обнял он руками
( II, 71 )
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8