скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Вводные вставные конструкции в поэзии М.Ю. Лермонтова

          Нередко встречаются в поэтических сочинениях Лермонтова вставочные конструкции, которые самым своим лексическим содержанием подчеркивают

                                                          - 37 -

выполняемую ими функцию :

                                       Но душу бы пленил мою

                                      Своей небесной красотой;

                                      И я б в тот миг (не утаю)

                                      Забыл о радости земной

                                                                             ( I, 269 )

                                      Лишь синеватый венчик под глазами

                                      Изобличал его… Но (между нами,

                                      Сказать тихонько) это не порок

                                                                             ( II, 71 )

          Около 15 % парантез в поэзии  М.Ю. Лермонтова содержат описание предметов или характеристику лиц, указывая на их внешний облик :

                                      …его черты

                                      (Развалины минувшей красоты,

                                      Хоть не являли старости оне),

                                      Казалося, знакомы были мне

                                                                             ( II, 225 )

                                      Увы! Пред властию чужой

                                      Склонилась гордая страна,

                                      И песня вольности святой

                                      (Какая б ни была она)

                                      Уже забвенью предана

                                                                             ( I, 262 )

          Проведенный анализ позволяет сделать вывод о многообразии функций вставочных единиц в поэтических текстах М.Ю. Лермонтова. Значительную группу составляют парантезы, выражающие причинно – следственные отношения.

____________________________________________________________________

          Щеболева И.И. Общая характеристика вставных конструкций в современном русском литературном языке // Учен. зап. Рост – на –Дону Госуд. пед института. 1995. вып. 4. С.83.

                                                - 38 -

 Характерны для лирики Лермонтова вставные единицы, содержащие описание предметов или характеристику лиц, а также встречаются парантические конструкции, которые передают качественно-эмоциональную оценку.

Глава 4.   Обращения в поэзии М.Ю. Лермонтова.

Обращения встречаются во всех стихотворных жанрах, что вполне естественно : поэзия – это всегда доверительный разговор лирического героя с Богом, Космосом, природой, читателем, с самим собой.

Всего мною привлечено к описанию 160 обращений в поэтической речи М.Ю. Лермонтова.

4.1  Морфологическая характеристика опорных слов в обращении. 

          I Большинство опорных слов в обращении Лермонтова являются нарицательными одушевленными именами существительными. Среди них можно выделить следующие группы:

1)   Обращения, указывающие на личные взаимоотношения лирического субъекта со своими адресатами. Такие обращения распространены разнообразными определениями : местоимениями, прилагательными, которые говорят о близости, о чувствах говорящего к собеседнику:

Зачем вы на меня,

Любезные друзья,

В решетку так глядите?

                                      ( I, 104 )

Кто б ни был ты, печальный мой сосед,

Люблю тебя, как друга юных лет

                                      ( I, 23 )

_______________________________________________________________________________

          Патроева Н.В. Обращения в поэтической речи Е.А.Баратынского // Русская речь. №6. 1998. С.8.

                                                          - 39 -

                                      Приди ко мне, любезный друг,

                                      Под сень черемух и акаций

                                                                             ( I, 103 )

                                      И тогда, мой друг бесценный,

                                      Ты в чужой стране

                                      Вспомни обо мне

                                                                             ( I, 199 )

          Сюда также можно отнести обращения поэта к своему читателю, которые встречаются довольно часто в поэмах:

                                      Увы! Читатель мой любезный,

                                      Что делать мне – он был таков!

                                                                             ( II, 7 )

                                      Будь терпелив, читатель милый мой!

                                      Кто б ни был ты : внук Евы иль Адама

                                                                             ( II, 71 )

2)   обращения, указывающие на наименование лиц по роду занятий, области духовных интересов:

                                      Гусар! ты весел и беспечен

                                      Надев свой красный доломан

                                                                             ( I, 310 )

                                      И ты, поэт, высокого чела

                                      Не уберег! Твоя живая лира

                                                                             ( II, 71 )

                                      Душа моя мрачна, скорей, певец, скорей!

                                      Вот арфа золотая

                                                                             ( I, 11 )

3)   Широко используются Лермонтовым обращения, выраженные существительными с качество – характеризующим значением:

                                     

- 40 -

                                      О! Чем заплатишь ты, тиран,

                                      За эту праведную кровь,

                                      За кровь людей, за кровь граждан…

                                                                             ( I, 176 )

                                      И ему ночлег дается –

                                      Что ж стоишь, отшельник, ты?

                                                                             ( I, 164 )

                                      Глупец! Что будешь ты в тот день,

                                      Коль ныне стыд уж над тобой

                                                                             ( I, 176 )

                                      За сердце ж дочери моей

                                      Я заплачу тебе, злодей

                                                                             ( II, 418 )

4)   Наименование адресатов по признаку возраста и пола:

                                      Старик! Я слышал много раз,

                                      Что ты меня от смерти спас

                                                                             ( II, 50 )

                                      Так точно, дева молодая,

                                      Твой образ предо мной блестит

                                                                             ( I, 278 )

                                      Смотрите ж, дети, на него!

                                      Как он угрюм, и худ, и бледен!

                                                                             ( I, 295 )

                                      Спи, младенец мой прекрасный,

                                      Баюшки – баю

                                                                             ( I, 47 )

          а) «Высокая», книжно – поэтическая окраска:

                                      О старец, что средь этих стен

                                      Могли бы дать вы мне взамен – обращение к святому человеку, служителю Богу.                                    ( II, 418 )

                                                         - 41 -

                                      Когда с тобой, о дева рая,

                                      Я провожу небесный час,

                                      Не беспокоясь, не страдая,

                                      Не отворачивая глаз – поэт обращается к святой деве, присутствие которой он ощущает в час уныния.

                                                                             ( I, 284 )

          б) «Сниженная», народно – поэтическая окраска:

                                      Не робей, краса младая,

                                      Хоть со мной наедине

                                                                             ( I, 218 )

                                      Не тепла твоя светлица,

                                      Не мягка постель твоя,

                                      Но к устам твоим, девица,

                                      Я прильну – согреюсь я – в «Счастливый миг» (1831) поэт обращается к женщине, с которой «душа забудет все, что в муку ей дано».

          5) Термины родства

          а) употребленные в переносном значении:

                                      Нет, не грози, отец святой,

                                      Чего бояться нам с тобой

                                                                             ( II, 418 )

                                      Сыны снегов, сыны славян,

                                      Зачем вы мужеством упали? – обращение автора к декабристам

                                                                             ( I, 185 )

          б) употребленные в прямом значении:

                                      Наедине с тобою, брат,

                                      Хотел бы я побыть;

                                      На свете мало, говорят,

                                      Мне остается жить!

                                                                             ( I, 200 )

                                                          - 42 -

                                      Слушай, дядя : дар бесценный!

                                      Что другие все дары?

                                                                             ( I, 39 )

          II Очень широко в лирике М.Ю. Лермонтов использует обращения, выраженные собственными существительными (в основном это неличные имена собственные – топонимы):

                                      Венеция! О, как прекрасна ты,

                                      Когда, как звезды спавши с высоты…

                                                                             ( II, 225 )

                                      Приветствую тебя, Кавказ седой!

                                      Твоим горам я путник не чужой

                                                                             ( II, 335 )

                                      И дорога тебе, Литва,

                                                Досталась эта голова

                                                                             ( II, 418 )

                                      Скажи мне, Новгород, ужель их больше нет?

                                      Ужели Волхов твой не Волхов прежних лет?

                                                                             ( I, 297 )

                                      Ужасна ты, Гора Шайтан,

                                      Пустыни старый великан

                                                                             ( II, 335 )

          III Также в лирике М.Ю. Лермонтова употребляются в позиции обращения неодушевленные существительные. Сюда относятся :

1)         неодушевленные существительные, реализующие прием олицетворения:

                                      Прекрасен ты, суровый край свободы.

                                                                             ( II, 335 )

                                      О, если б ты, прекрасный день,

                                      Гнал так же горесть, страх, смятенье

                                                                             ( I, 117 )

                                                          - 43 -

                                      Простите, шумные пиры,

                                      Хвалы достойные напевы

                                                                             ( I, 113 )

                                      Люблю тебя, булатный мой кинжал,

                                      Товарищ светлый и холодный

                                                                             ( I, 29 )

          2) абстрактные существительные, распространяемые определениями:

                             Ужель исчез ты, возраст милый,

                             Когда все сердце говорит

                                                                   ( II, 7 )

                             Исчезло все теперь; но осталось мне,

                             Утеха страждущих, спасенье в тишине,

                             О милое, души святое вспоминанье!

                                                                   ( I, 100 )

                             Мчись же быстрее, летучее время!

                             Душно под новой бронею мне стало

                                                                   ( I, 51 )

IV  В качестве обращений используются в поэтической речи Лермонтова и субстантивированные прилагательные:

                             Опять вы, гордые, восстали

                             За независимость страны

                                                                   ( I, 173 )

                             Горе тебе, удалой!

                             Как совесть совсем удалить?

                                                                   ( I, 205 )

                             Пускай им скажут, дорогая,

                             Что это сделал для тебя я

                                                                   ( I, 136 )

Таким образом, анализ опорных слов в обращениях Лермонтова показал : в большинстве случаях (   50 % ) опорные слова являются нарицательными

                                                - 44 -

одушевленными именами существительными. Большое количество стержневых слов в обращениях являются (что нетипично для внехудожественной, внепоэтической сферы) неличные имена собственные.

         

1.2     Типология адресатов в поэтической речи М.Ю. Лермонтова.

          «В лирике, - по словам И. Ковтуновой, - возможны обращения к любым вещам, существующим в мире без каких бы то ни было ограничений. Тем не менее, - поясняет она далее, - есть смысл дифференцировать основные предметные (тематические) разновидности обращений в поэзии, поскольку они имеют свои коммуникативные нюансы и свои семантические особенности в структуре поэтического текста».

          И. Ковтунова выделяет обращения к лицам и не к лицам.

          Среди обращений к лицам в поэзии Лермонтова различаются:

1)    обращения к другу, возлюбленной и другим, близким к лирическому герою адресатам ( 48 обращений):

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.