Реферат: Вводные вставные конструкции в поэзии М.Ю. Лермонтова
Нередко встречаются в поэтических сочинениях Лермонтова вставочные конструкции, которые самым своим лексическим содержанием подчеркивают
- 37 -
выполняемую ими функцию :
Но душу бы пленил мою
Своей небесной красотой;
И я б в тот миг (не утаю)
Забыл о радости земной
( I, 269 )
Лишь синеватый венчик под глазами
Изобличал его… Но (между нами,
Сказать тихонько) это не порок
( II, 71 )
Около 15 % парантез в поэзии М.Ю. Лермонтова содержат описание предметов или характеристику лиц, указывая на их внешний облик :
…его черты
(Развалины минувшей красоты,
Хоть не являли старости оне),
Казалося, знакомы были мне
( II, 225 )
Увы! Пред властию чужой
Склонилась гордая страна,
И песня вольности святой
(Какая б ни была она)
Уже забвенью предана
( I, 262 )
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о многообразии функций вставочных единиц в поэтических текстах М.Ю. Лермонтова. Значительную группу составляют парантезы, выражающие причинно – следственные отношения.
____________________________________________________________________
Щеболева И.И. Общая характеристика вставных конструкций в современном русском литературном языке // Учен. зап. Рост – на –Дону Госуд. пед института. 1995. вып. 4. С.83.
- 38 -
Характерны для лирики Лермонтова вставные единицы, содержащие описание предметов или характеристику лиц, а также встречаются парантические конструкции, которые передают качественно-эмоциональную оценку.
Глава 4. Обращения в поэзии М.Ю. Лермонтова.
Обращения встречаются во всех стихотворных жанрах, что вполне естественно : поэзия – это всегда доверительный разговор лирического героя с Богом, Космосом, природой, читателем, с самим собой.
Всего мною привлечено к описанию 160 обращений в поэтической речи М.Ю. Лермонтова.
4.1 Морфологическая характеристика опорных слов в обращении.
I Большинство опорных слов в обращении Лермонтова являются нарицательными одушевленными именами существительными. Среди них можно выделить следующие группы:
1) Обращения, указывающие на личные взаимоотношения лирического субъекта со своими адресатами. Такие обращения распространены разнообразными определениями : местоимениями, прилагательными, которые говорят о близости, о чувствах говорящего к собеседнику:
Зачем вы на меня,
Любезные друзья,
В решетку так глядите?
( I, 104 )
Кто б ни был ты, печальный мой сосед,
Люблю тебя, как друга юных лет
( I, 23 )
_______________________________________________________________________________
Патроева Н.В. Обращения в поэтической речи Е.А.Баратынского // Русская речь. №6. 1998. С.8.
- 39 -
Приди ко мне, любезный друг,
Под сень черемух и акаций
( I, 103 )
И тогда, мой друг бесценный,
Ты в чужой стране
Вспомни обо мне
( I, 199 )
Сюда также можно отнести обращения поэта к своему читателю, которые встречаются довольно часто в поэмах:
Увы! Читатель мой любезный,
Что делать мне – он был таков!
( II, 7 )
Будь терпелив, читатель милый мой!
Кто б ни был ты : внук Евы иль Адама
( II, 71 )
2) обращения, указывающие на наименование лиц по роду занятий, области духовных интересов:
Гусар! ты весел и беспечен
Надев свой красный доломан
( I, 310 )
И ты, поэт, высокого чела
Не уберег! Твоя живая лира
( II, 71 )
Душа моя мрачна, скорей, певец, скорей!
Вот арфа золотая
( I, 11 )
3) Широко используются Лермонтовым обращения, выраженные существительными с качество – характеризующим значением:
- 40 -
О! Чем заплатишь ты, тиран,
За эту праведную кровь,
За кровь людей, за кровь граждан…
( I, 176 )
И ему ночлег дается –
Что ж стоишь, отшельник, ты?
( I, 164 )
Глупец! Что будешь ты в тот день,
Коль ныне стыд уж над тобой
( I, 176 )
За сердце ж дочери моей
Я заплачу тебе, злодей
( II, 418 )
4) Наименование адресатов по признаку возраста и пола:
Старик! Я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас
( II, 50 )
Так точно, дева молодая,
Твой образ предо мной блестит
( I, 278 )
Смотрите ж, дети, на него!
Как он угрюм, и худ, и бледен!
( I, 295 )
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки – баю
( I, 47 )
а) «Высокая», книжно – поэтическая окраска:
О старец, что средь этих стен
Могли бы дать вы мне взамен – обращение к святому человеку, служителю Богу. ( II, 418 )
- 41 -
Когда с тобой, о дева рая,
Я провожу небесный час,
Не беспокоясь, не страдая,
Не отворачивая глаз – поэт обращается к святой деве, присутствие которой он ощущает в час уныния.
( I, 284 )
б) «Сниженная», народно – поэтическая окраска:
Не робей, краса младая,
Хоть со мной наедине
( I, 218 )
Не тепла твоя светлица,
Не мягка постель твоя,
Но к устам твоим, девица,
Я прильну – согреюсь я – в «Счастливый миг» (1831) поэт обращается к женщине, с которой «душа забудет все, что в муку ей дано».
5) Термины родства
а) употребленные в переносном значении:
Нет, не грози, отец святой,
Чего бояться нам с тобой
( II, 418 )
Сыны снегов, сыны славян,
Зачем вы мужеством упали? – обращение автора к декабристам
( I, 185 )
б) употребленные в прямом значении:
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть;
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
( I, 200 )
- 42 -
Слушай, дядя : дар бесценный!
Что другие все дары?
( I, 39 )
II Очень широко в лирике М.Ю. Лермонтов использует обращения, выраженные собственными существительными (в основном это неличные имена собственные – топонимы):
Венеция! О, как прекрасна ты,
Когда, как звезды спавши с высоты…
( II, 225 )
Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой
( II, 335 )
И дорога тебе, Литва,
Досталась эта голова
( II, 418 )
Скажи мне, Новгород, ужель их больше нет?
Ужели Волхов твой не Волхов прежних лет?
( I, 297 )
Ужасна ты, Гора Шайтан,
Пустыни старый великан
( II, 335 )
III Также в лирике М.Ю. Лермонтова употребляются в позиции обращения неодушевленные существительные. Сюда относятся :
1) неодушевленные существительные, реализующие прием олицетворения:
Прекрасен ты, суровый край свободы.
( II, 335 )
О, если б ты, прекрасный день,
Гнал так же горесть, страх, смятенье
( I, 117 )
- 43 -
Простите, шумные пиры,
Хвалы достойные напевы
( I, 113 )
Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный
( I, 29 )
2) абстрактные существительные, распространяемые определениями:
Ужель исчез ты, возраст милый,
Когда все сердце говорит
( II, 7 )
Исчезло все теперь; но осталось мне,
Утеха страждущих, спасенье в тишине,
О милое, души святое вспоминанье!
( I, 100 )
Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронею мне стало
( I, 51 )
IV В качестве обращений используются в поэтической речи Лермонтова и субстантивированные прилагательные:
Опять вы, гордые, восстали
За независимость страны
( I, 173 )
Горе тебе, удалой!
Как совесть совсем удалить?
( I, 205 )
Пускай им скажут, дорогая,
Что это сделал для тебя я
( I, 136 )
Таким образом, анализ опорных слов в обращениях Лермонтова показал : в большинстве случаях ( 50 % ) опорные слова являются нарицательными
- 44 -
одушевленными именами существительными. Большое количество стержневых слов в обращениях являются (что нетипично для внехудожественной, внепоэтической сферы) неличные имена собственные.
1.2 Типология адресатов в поэтической речи М.Ю. Лермонтова.
«В лирике, - по словам И. Ковтуновой, - возможны обращения к любым вещам, существующим в мире без каких бы то ни было ограничений. Тем не менее, - поясняет она далее, - есть смысл дифференцировать основные предметные (тематические) разновидности обращений в поэзии, поскольку они имеют свои коммуникативные нюансы и свои семантические особенности в структуре поэтического текста».
И. Ковтунова выделяет обращения к лицам и не к лицам.
Среди обращений к лицам в поэзии Лермонтова различаются:
1) обращения к другу, возлюбленной и другим, близким к лирическому герою адресатам ( 48 обращений):
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8