Учебное пособие: Коррупция в нефтедобывающих странах
35 К обществу без коррупции. - 2001. - 1(6). - С. 4.
36 Осборн Д., Пластрик П. Управление без бюрократов: Пять стратегий обновления государства. Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. Ст. Л.И-Лопатникова. - ML:
ОАО Издательская группа "Прогресс", 2001.-С. 234.
В настоящее время такая страна, как Норвегия, экспортирующая нефть во многие страны Европы, является одним из редких примеров, когда сырьевые ресурсы (нефть) принесли благосостояние всему обществу. Из воспоминаний советского журналиста, побывавшего в Норвегии в 1970-е гг.: "В Осло нас встретили весьма радушно, разместили в арендованных МИДом такси и отвезли в весьма престижную гостиницу. Оказалось, что у норвежского МИДа своих машин нет, и это нас, признаться удивило. На следующий день я видел, как в трамвай садился министр финансов. А Норвегия - небедная страна, одни только ее нефтяные запасы чего стоят..."37
Либерализация рынков, демонополизация услуг и дерегулирование (т.е. уменьшение числа правил до необходимого минимума, чтобы защитить конкуренцию и гарантировать прозрачность и ответственность) уменьшают возможности корруп-ционных действий со стороны государственных должностных лиц. Положительный эффект этих мер, особенно в областях внешней торговли (импортные и экспортные лицензии), налогообложения (налоговые структуры и администрация, включая таможни) и инвестиций был заметен во многих странах.
Такие результаты становятся очевидными, когда эти меры объединяются с развитием или укреплением институтов, которые контролируют соответствующую реализацию необходимых правил и гарантируют их эффективность. В отсутствие сильных и эффективных институтов экономическая либерализация может стать противоправной, увеличить возможности коррупции и создать вакуум, который заполнит организованная преступность. Однако приватизационные власти и регулирующие учреждения сами могут быть объектом коррупции.
Анализ показывает, что коррупция распространяется по мере роста конкуренции как между чиновниками-коррупционерами, так и между взяткодателями. Заинтересованные лица стремятся минимизировать свои трансакционные издержки, а это легче всего сделать в условиях так называемой монополистической коррупции. Снижение инвестиций в национальную экономику стало результатом коррупционного налога, резко снизившего стимулы к инвестированию в условиях реформ. Исследования показали, что существует явная отрицательная зависимость между уровнем коррупции (оцениваемая через опросы бизнесменов), с одной стороны, и уровнем инвестирования и экономическим ростом - с другой - При этом наблюдается явная положительная зависимость между предсказуемостью коррупции и инвестированием. Коррумпированные государственные чиновники склонны к выбору таких направлений государственных расходов, которые предоставляют большие возможности для получения взяток - речь идет о продукции, производимой в условиях олигополистического рынка.
Весь мировой опыт свидетельствует, что сырьевые регионы не оставались в своих странах ведущими в социально-экономическом отношении сколько-нибудь длительное время, а если государство не принимало мер по диверсификации их экономики, очень скоро они превращались в аутсайдеров, даже если их ресурсы еще не были исчерпаны. Наверное, поэтому не было попыток проведения политики сырьевого сепаратизма в развитых странах с устойчивым законодательством и достаточно диверсифицированной экономикой. Это характерно только для молодых государств "Третьего мира" и стран с переходной экономикой, причем на ранних стадиях развития.
В целом, необходимо последовательно и решительно изменять институциональную среду в обществе, проводя демократические преобразования и формируя новое общественное сознание.
37 Биккенин Н. Сцены общественной и частной жизни.// Свободная мысль -XXI. - 2002.- № 8. - С.93.
Глава 2. ПРОЯВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ КОРРУПЦИИ В НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ СТРАНАХ
2.1. Нефтяное богатство страны и коррупция
Опыт многих стран показывает, что их обеспеченность минеральным сырьём оказывает неоднозначное влияние на уровень и динамику экономического развития национальной экономики и, в конечном счёте, на её международную конкурентоспособность. Например, известный экономист Лешек Бальцерович замечал по этому поводу: "Опыт показывает, что никакой зависимости между наличием природных богатств и благосостоянием общества нет. Существуют страны с высоким уровнем благосостояния, в то же время у них нет почти никаких ресурсов, например, Япония. И есть страны, у которых имеется множество природных богатств, а они совсем не такие уж богатые. Перспективы экономики не зависят от одного только фактора, они зависят от проведения реформ в целом и, прежде всего, от стабильности страны".38 Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить примеры стран, по-разному обеспеченных ископаемыми ресурсами, как среди богатых, так и среди бедных стран (таблица 2).
Таблица 2
Зависимость между богатством и наличием природных ресурсов
Группы стран по ВВП/чел. | Хорошо обеспеченные ископаемые ресурсами | Плохо обеспеченные ископаемыми ресурсами |
Богатые | США, Канада, Австралия, Кувейт | Япония, Италия, Швейцария, Австрия |
Бедные | Боливия, Замбия, Казахстан, Монголия, Албания | Армения, Парагвай, Непал, Бангладеш, Эфиопия |
Обладание запасами полезных ископаемых играло неодинаковую роль в развитии национальных экономик в разные периоды времени. Например, нынешнее состояние экономики США сформировалось на базе богатого сырьевого потенциала страны; важнейшую роль в становлении экономического благосостояния Швеции сыграла железная руда, Великобритании - уголь и цветные металлы, Германии - уголь и железная руда, Канады - разнообразный комплекс полезных ископаемых. Открытие в XX веке богатейших запасов нефти в странах Персидского залива позволило им стать богатыми странами и превратиться в один из мировых финансовых центров. В период первого нефтяного бума (1973-1974 гг.) в мире резко изменилось отношение к нефтедобывающим странам Ближнего Востока:
производители нефти были возведены в особый ранг в плане их политического влияния, внешней торговли и доступа к иностранному капиталу.
38 Панорама.-1997.-№37.
Конечно, это не могло не сказаться на ожиданиях правительств и народа этих стран; все пребывали в состоянии, близком к эйфории. Об этом свидетельствуют следующие доказательства: например, шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви объявил, что Иран находится на пороге "великой цивилизации", а Карлос Перес, президент Венесуэлы, на весь мир заявил о своём плане "Величественная Венесуэла". Неудивительно было и то, что те развивающиеся страны, которые не имели месторождений нефти, испытывали чёрную зависть к нефтедобывающим странам: им казалось, что наличие нефти — вот тот важнейший фактор, который может привести страну к экономическому, политическому и социальному процветанию. Иранский министр нефтяной промышленности Джамшид Амузегар в то время отмечал, что "составители планов в странах третьего мира с нехваткой капитала и амбициями неустанно говорили себе и другим, что если бы только у них было чёрное золото, то волшебный жизненный сок их экономического взлёта был бы в их руках.
Однако уже к 1975 г. явно проявляется порочность такого развития, оптимистические взгляды сменяются пессимистическими: "Вы думаете, нам повезло. Я так не думаю. Мы умираем от несварения. Я называю нефть "экскрементами дьявола". Она приносит беду. Оглянитесь вокруг себя. Посмотрите на эту locura - отходы, коррупция, потребление и разваливающийся государственный сектор. И долг, долг, долг, который будет у нас много лет. Мы делаем наших внуков должниками". Так говорил Хуан Пабло Перес Альфонсо, один из основателей Организации стран-экспортёров нефти (ОПЕК).
Справедливости ради отметим, что он оказался прав. Рост внешнего долга стал типичным явлением для нефтедобывающих стран на стадии экономического развития, когда внутренние сбережения невелики, баланс по текущим операциям сводится с большим отрицательным сальдо и необходим импорт капитала для восполнения недостающих ресурсов.
Несмотря на все различия в экономике, культуре, политике, геополитическом положении некоторых нефтедобывающих стран (Индонезии, Нигерии, Венесуэлы), их объединяет только одно — наличие в этих странах нефтяных ресурсов. И опыт их социально-экономического развития убедительно показывает практически один и тот же результат — ухудшение экономической ситуации после бума.
Общие выводы, которые можно сделать, проследив динамику их развития после первого нефтяного бума (1973-1974 it.), являются неутешительными для ряда независимых нефтедобывающих стран (не членов ОПЕК). В их числе находятся такие страны, как Норвегия, Россия, Оман, Ангола, Казахстан, которые стоят как бы в начале того пути, который уже прошли эти страны, поскольку последствия для этих стран были следующими:
1) сильная зависимость от одного ресурса — нефти. Как известно, спрос на нефть относительно неэластичен, предложение нестабильно вследствие чего имеют место большие колебания в ценах на нефть и нефтяных доходах. Стабильность государства зависит в большей степени от стабильности мирового нефтяного рынка;
2) зависимость экономики всей страны от развития нефтяной отрасли, которая, начиная с периода своего становления и
дальше, требует огромных капиталовложений; новых, передовых (как правило, иностранных) технологий, т.е. по сути является анклавной отраслью;
3) потребность в капиталовложениях и технологиях появляется при зарождении нефтяной отрасли и в период её становления. И здесь важную роль играют иностранные компании, предоставляющие как инвестиции, так и передовую технологию;
39 Ергин Д. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть / Пер. с англ. - М.: Издательство "Деново", 1999. - С. 551-
4) в нефтяной отрасли, как правило, занято около 1-2% всех трудовых ресурсов страны, то есть нефтяная отрасль имеет низкий потенциал к увеличению занятости в экономике страны;
5) высококвалифицированные трудовые ресурсы нефтяной отрасли являются более высокоорганизованной группой общества, чем остальные трудящиеся, они имеют более сильные профсоюзы, которые защищают их интересы и их высокую заработную плату при том, что страна имеет высокий уровень безработицы в остальных отраслях промышленности и сельском хозяйстве;
6) существующая зависимость от невоспроизводимого истощаемого ресурса — нефти приводит к тому, что правительства спешат вложить нефтяные поступления в высокодоходные (на их взгляд) инвестиционные проекты, которые, как правило, имеют высокую степень риска, поскольку лаг ожидания ускоренного вложения нефтяных поступлений составляет в среднем 15-20 лет;
7) зависимость от ресурса, который способен генерировать монопольную ренту. Мировой нефтяной рынок характеризуется высокими барьерами для вхождения в неё новых участников рынка; здесь работает небольшое число крупных производителей; в краткосрочном периоде спрос на нефть является неэластичным, т.к. нефть трудно заменить другим видом энергии; кроме того, нефть является стратегическим сырьём для многих стран;
8) практически во всех нефтедобывающих странах происходит резкое увеличение уровня коррумпированности национальной экономики, поскольку нефтяной сектор отличается от других отсутствием финансовой транспарентности.
Эти особенности нефтяной отрасли, в конечном счете, порождают монополизацию рынка, что приводит к увеличению ресурсной ренты без увеличения производства. Как отмечают западные эксперты, в некоторых нефтедобывающих странах более 2/3 дохода от использования национального богатства даёт рента от природно-ресурсного потенциала страны. Поэтому приватизация, как правило, в первую очередь коснулась именно этого сектора нефтедобывающих стран (Россия, Казахстан), которые после получения независимости стали заниматься поисками именно ресурсной ренты.
В принципе, прошедшее десятилетие для практически всех стран с переходной экономикой (особенно богатых природными ресурсами) характеризовалось их активными поисками ренты как экономической (в первую очередь нефтяной), так и политической, за счёт которой предполагалось проводить назревшие социально-экономические реформы. Если оценивать поведение этой группы стран именно под таким углом зрения, то достаточно чётко прослеживаются тенденции внутренней и внешней политики государств и их регионов, заключающиеся в поиске нефтяной ренты.
Поиск нефтяной ренты существовал и во времена Советского Союза. Он основывался (особенно в последние перед распадом годы) на форсированном развитии нефтедобывающей промышленности и экспорте нефти за рубеж, тем более, что мировая конъюнктура на энергоносители была в тот период крайне благоприятной. Полученная валюта от продажи нефти способствовала экономическому отставанию Советского государства от его ближайших конкурентов, являвшихся мировыми технологическими лидерами (США, Япония, страны Западной Европы).
Не последнюю роль в таком нараставшем год от года экономическом отставании сыграла экономическая неразвитость, крайне низкий технический и технологический уровень и Застойная, сложившаяся ещё в середине XX века архаичная структура экспортного сектора. Конечно, руководство страны в какой-то степени понимало эту проблему: не раз осуществлялись попытки переломить опасную тенденцию к саморазрушению экономики страны. При этом хозяйственный механизм страны, естественно, "совершенствовался" так, чтобы не затрагивать основы сложившихся и укоренившихся методов и форм хозяйствования.
Кроме того, ни в коей мере не учитывался опыт других нефтедобывающих стран, так как существовало явно предвзятое отношение к мировому опыту, особенно если страна не входила в социалистическую систему. Налицо сказывалось желание укрепить приоритет' не экономического, а политического развития страны. Одной из причин провала всех экономических реформ по урезанной схеме была деиндустриализация экспорта. Начавшийся в начале 1980-х гг. экономический спад в СССР (при том, что в 1980 г. ежедневно экспортировалось за рубеж около 2 млн. баррелей в день, а в 1985 г. - более чем 11 млн. баррелей в день) и не заставивший себя ждать из-за инфляции провал советского рубля подготовил своеобразный толчок для того, чтобы оживить пришедший в упадок экспорт и дать правительству страны шанс более верно и более тщательно проводить экспортную политику. Дело в том, что особый акцент в экспортной политике СССР всё-таки делался на сырьевые ресурсы, включавших значительную часть исходной и промежуточной продукции сырьевого комплекса. При этом была просто проигнорирована возможность страны продвигать на внешние рынки и экспортировать за рубеж промышленную продукцию (и, прежде всего, высокотехнологичную), опять же из политических целей. Это привело к тому, что СССР в международном разделении труда занял место страны со сырьевой специализацией, что не могло не сказаться на возможности вхождения СССР в международное экономическое пространство. Иначе говоря, СССР скатился на уровень развивающейся страны, которая усиленно форсирует экспорт сырья, за неимением экспортировать ничего иное.
После принятия независимости в Казахстане происходило инерционное движение по уже заданной траектории: ориентация на экспорт продукции добывающих отраслей. Провалившийся в итоге из-за экономического спада и инфляции курс казахстанского тенге создал благоприятные условия для оживления пришедшего в упадок экспорта. Но в отсутствие специальных мер, поддержавших продвижение на внешний рынок высокотехнологичной и наукоёмкой продукции, его рост обеспечивался исключительно за счёт сырьевых ресурсов. В результате на сегодняшний день важнейший с точки зрения ресурсного обеспечения сектор экономики (нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли), способный к масштабному участию в международном разделении труда, находится в крайне запушенном с технологической точки зрения состоянии. А ведь известно, что развитие технологии постоянно приводит к открытию новых ресурсов: "ресурсы не существуют вне технологии".40
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17