Учебное пособие: Коррупция в нефтедобывающих странах
45К обществу без коррупции. - 2001. - № 1(6). - С. 5.
После долгих переговоров и консультаций семья бывшего диктатора согласилась вернуть 1 млрд. долларов из тех средств, которые были вывезены из страны в период его правления (4,5 года). В обмен на это, нигерийское правительство, в соответствии с подписанным соглашением, обязалось отказаться от привлечения к ответственности сына генерала Мохаммеда Абачи и бизнесмена Багуду Абубакара, являвшегося его сподвижником. Тем не менее, Мохаммед Абачи останется под стражей по обвинению в убийстве жены бывшего политического оппонента своего отца. Согласно договоренности, Швейцария вернет Нигерии личные сбережения С. Абачи, замороженные в швейцарских банках на сумму 535 млн. долларов. Кроме Швейцарии, вернуть Нигерии замороженные личные счета С. Абачи также намерены вернуть банки Великобритании, Люксембурга, Лихтенштейна на сумму примерно в 500 млн. долларов. Правительство Нигерии обязуется оставить семье С. Абачи 100 млн. долларов, включая его средства до прихода к власти и законные доходы на посту президента страны.
Казалось бы, пришедший вслед за С. Абачи О. Обасанджо, добившийся возвращения "нефтяных" денег из-за рубежа домой, должен был установить прозрачный и эффективный контроль над их использованием. Но, к сожалению, этого не случилось. Как отмечают мировые информационные ресурсы, беспокойства по поводу недостатка финансовой транспарентности вновь начинают тревожить Нигерию.
Об этом говорит тот факт, что летом 2002 г. прошли закрытые обсуждения сената страны по докладу счетного комитета, в котором тщательному рассмотрению подверглись бюджет страны и государственные расходы с момента прихода к власти в 1999 г. нового президента О. Обасанджо. Представители счетного комитета заявили, что текущие правительственные расходы нарушают имеющиеся конституционные условия и правила. Более того, подчеркнули они, политика властей Нигерии в области финансов фактически сводится к неофициально провозглашенной финансовой анархии. В частности, отмечалось в докладе, были выявлены большие несоответствия в доходах и расходах правительства. Так, из 40,7 млрд. нигерийских найра (360 млн. долларов США), "позаимствованных" генералом Абачи у государственной казны Нигерии и вернувшихся обратно в страну, в государственный бюджет в качестве доходов фактически поступило только 29 млрд. найра. Складывается впечатления, отмечают наблюдатели, что правительство страны решило пустить эти коррупционные средства по второму кругу.
Помимо этого, представители счетного комитета подвергли серьезной критике правительство страны за нарушение законов по некоторым расходным статьям, в число которых входит и грант в 509 млн. долларов, предоставленный в 1999 г. правительству Нигерии. Другим примером бесхозяйственного растранжиривания государственных денег в докладе называется беспроцентный заем в 13 млн. долларов, предоставленный государством правоохранительным органам Ганы в апреле 2002 г. Подчеркивается, что Нигерия, сама стоящая на грани разрухи, вряд ли обладает такими средствами для оказания помощи соседнему государству.
Несмотря на то, что нынешние власти Нигерии в течение последних лет пытаются бороться с коррупцией, бушующей в стране, и, объявляя ее результатом правления покойного С. Абачи, говорить о полном искоренении этого зла, не приходится. По инициативе президента в Нигерии проводятся всеафриканские конференции по борьбе с коррупцией. Но только проведением конференций коррупционеров трудно запугать. И О. Обасанджо постоянно придумывает все новые и новые способы перекрытия им кислорода. Например, он создал комиссию по пересмотру лицензионных соглашений на право добычи нефти. Как выяснилось, подавляющее большинство мелких фирм, качали нефть "мимо государственного кармана", обогащая высокопоставленных военных. Лицензии у них уже отобраны и переданы крупным и проверенным иностранным партнерам, располагающим своими перерабатывающими предприятиями и сетью сбыта нефтепродуктов в Нигерии. Тем самым правительство попутно намеревается избавиться от длинной цепочки посредников и перекупщиков, которые вздували цены.
В настоящее время перед президентом О. Обасанджо стоит нелегкая задача - отстаивать свои позиции в качестве противника коррупции и процветающего мошенничества, иначе имидж Нигерии окончательно будет подорван перед лицом мировой общественности. Во время своей предвыборной кампании именно он заверял своих избирателей обещаниями искоренить коррупцию, которая захлестнула и практически развалила страну с момента приобретения независимости в 1960 г. Но внутри страны оппоненты президента утверждают, что ее руководство не продемонстрировало доказательств эффективного управления экономикой. Главе государства вменяют в вину игнорирование государственного бюджета, отказ от борьбы с коррупцией ("инвесторы уходят!").
К тому же президент не может урегулировать отношения в конфессиональной сфере - между христианами и воинствующими исламистами. В ряде штатов страны на севере и северо-востоке действуют законы шариата, и сохраняется смертная казнь в форме забивания камнями. Но, самое главное, президенту инкриминируют неумение (либо, еще хуже, нежелание) вернуть деньги, наворованные предыдущими военными режимами. Это тем более важно, что ситуация обостряется в связи с грядущими выборами на пост президента. Предыдущие правители Нигерии (Мухаммеду Бухари и Ибрагим Бабангида) до сих пор имеют значительное влияние внутри страны и являются первыми кандидатами в президенты.
2.3. Последствия нефтяного развития Индонезии и роль коррупции
Нефтяной сектор Индонезии является одним из старых отраслей страны. Основные нефтяные месторождения расположены на Суматре, шельфе Молуккского пролива, северной Яве, Калимантане, западных районах Ириан-Джая. Главные внешнеторговые партнеры - Япония, США, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Нидерланды.
Островное государство Индонезия стало единым целым при голландских колонизаторах. Как известно, в XVII в. Нидерланды владели флотом, превосходящим флот всех стран мира, вместе взятых, но с начала XVIII в. они постепенно уступили свое морское и торговое первенство Англии, потеряли многие колонии в Азии. Но до второй мировой войны они жестоко эксплуатировали свою богатейшую колонию - "изумрудный пояс"- Индонезийские острова.
В начале XVI века (1512 г.) у берегов Цейлона появились первые португальские корабли. Пятнадцать лет португальцы грабили остров. В начале XVII века на остров стали проникать голландцы. После упорной борьбы они окончательно вытеснили португальцев. На лучших землях, отобранных у местных жителей, новые колонизаторы создали плантации коричневого дерева и заставляли сингалов бесплатно работать на этих плантациях. В конце XVIII - начале XIX веков Цейлон был завоеван англичанами.
Таким образом, возникла колониальная империя Голландии к середине XVII века, сердцевиной которой стали Молуккские и Зондские острова. На других территориях Голландия предпочитала иметь только торговые фактории, так как для завоевания обширных государств с многочисленным населением у голландцев не хватило бы войск и военного снаряжения. Хотя в середине XVII века из приблизительно 20 тыс. кораблей суммарного европейского флота 15-16 тыс. принадлежали Нидерландам. Экономическая политика голландской Ост-Индской компании, созданной специально для торговли с этим регионом, практически ничем не отличалась от той политики, которую проводили на завоеванных землях предшественники голландцев - португальцы. На экспорт в Европу вывозились перец, корица, гвоздика, мускатный орех, позже нефть и каучук.
В годы второй мировой войны Индонезию захватили японцы, но 17 августа 1945 г. Республика Индонезия обрела независимость, и первым президентом стал инженер-архитектор Сукарно. Его величайшей заслугой стало объединение архипелага, состоящего из 13000 островов в единое государство. В начале своего становления страна испытывала огромную зависимость от иностранцев, которые по-прежнему контролировали производство каучука, чая, добычу нефти и олова, а также международные и внутренние транспортные коммуникации. До завоевания Индонезией независимости добыча нефти в стране регулировалась горным законодательством Голландии по Ост-Индии, введенным еще в 1899 г., по которому разрешалось предоставлять площади для проведения горных работ на условиях концессии. При этом концессионер получал право непосредственного контроля за минеральными ресурсами, находящимися в недрах в пределах предоставленной площади.
После провозглашения независимости и принятия Конституции, все природные ресурсы, включая нефть, были объявлены государственной собственностью. Для их эксплуатации были созданы государственные компании. В соответствии с принятыми в стране законодательными актами 1960 и 1971 гг., действующими поныне и составляющими основу нефтегазового законодательства страны, индонезийскому государственному нефтегазодобывающему предприятию "Pertamina" было предоставлено исключительное право на разведку и добычу нефти Отметим, что до сегодняшнего дня эти акты составляют основу нефтегазового законодательства Индонезии.
Президент Сукарно постепенно укреплял позиции национального правительства в экономическом секторе страны. Многие отечественные и западные исследователи отмечают, что новейшая история Индонезии в политическом отношении была авторитарной- Но при Сукарно в 1959-1965 гг. авторитаризм был "просвященный" и сравнительно мягкий. В 1966-1998 гг. стал гораздо жестче, с главной опорой на военных. Сукарно, установивший режим "направляемой демократии", был противником демократии западного образца. Глубоко стратифицированное индонезийское общество, по его мнению, может сохранять свое единство благодаря отношениям "бандк-акакбуах", т.е. "патрон-клиент". В основе этих отношений лежит понятие взаимности как сердцевины яванской культуры "готонг-ройонг" (традиции взаимной помощи), обсуждение проблем (мушавара), и достижение консенсуса (муфакат). Это и стало главной частью идеологии Сукарно. Как отмечает российский исследователь Л. Панченко46, "традиционная политическая культура яванцев ие-рархична и концентрична (властвующие группировки расположены концентрическими кругами вокруг лидера)".
Сукарно считал, что его режим "направляемой демократии" является наиболее подходящим для Индонезии, поскольку основан на "Панча Шила" - "пяти принципах": монотеизме, национализме, гуманизме, социальной справедливости, демократии. Однако его критики считали, что "направляемая демократия" - это лишь фасад диктатуры президента, поскольку её суть состояла лишь в том, что каждый гражданин страны должен быть согласен с принятыми решениями президента.
В сентябре 1965 г. группа заговорщиков осуществила убийство нескольких генералов. Сухарто, стоявший тогда во главе стратегического командования сухопутных войск (КОСТРАД), подавил этот путч. Поскольку считалось, что "Движение 30 сентября 1965 г." организовано коммунистами, началась кампания их жесточайшего преследования. Кровопролитие длилось почти два года. Было убито около 500 тыс. человек; десятки тысяч попали в тюрьмы и концентрационные лагеря. После путча Сукарно назначил Сухарто начальником штаба вооруженных сил. В 1967 г. Сухарто вынудил Сукарно уйти в отставку и провозгласил собственный "новый порядок" в Индонезии.
46 Панченко Л. Армия и модернизация общества. - М.: Наука, 1994.- С.110.
Именно с этого времени армия становится главной системообразующей силой авторитарного режима Сухарто не только в политической, но и в экономической сфере.
Накануне утверждения "нового порядка" экономика -находилась в глубочайшем кризисе, уровень инфляции достигал 600%. В 1965 г. Индонезия считалась одной из беднейших стран Третьего мира. Доход на душу населения составлял всего 60 долларов США.
В 1971 г. состоялись парламентские выборы, но к этому времени Сухарто уже сосредоточил в своих руках власть, практически полностью контролировал вооружённые силы, бюрократию и бизнесменов. Новый парламент избрал его президентом на безальтернативной основе. Члены запрещённой к тому времени Коммунистической партии Индонезии и примыкавших к ней организаций, а также подозреваемые в причастности к "Движению 30 сентября" были лишены избирательных прав. "Новый порядок" Сухарто был основан на следующих постулатах: приверженности принципам "Панча Шила"; антикоммунизме; двойной функции вооруженных сил, суть которой состояла в том, что армия обеспечивает не только оборону страны, но и ее развитие; доктрине "плывущей массы", в соответствии с которой народ участвует в политических процессах только в период выборов; приоритете экономического развития, направленному на достижение самообеспечения и международного признания.
Ключевыми приоритетами экономического развития стали ускоренное развитие сельского хозяйства, инфраструктуры, промышленности; восстановление внешней торговли и продвижение экспорта; переориентация политики импорта; программы стимулирования внутреннего спроса; преобразование банковской системы. В результате проводимых экономических программ произошел рост торговли, который способствовал увеличению доходов; собираемые правительством налоги поднялись с 4% ВВП в 1966 г. до 10% в 1970 г.
Если в экономической сфере действия правительства были направлены на формирование рыночной экономики, которая предполагает демократическую форму управления, то совсем другая картина наблюдалась в политической области. Все ключевые решения в рамках "нового порядка" принимаются одним человеком — президентом, власть которого была легимитизирована Конституцией 1945 года, предоставляющей президенту Индонезии исключительные властные полномочия. Согласно Конституции, президент не подотчётен парламенту за исполнение государственной политики, а подотчётен лишь ассамблее народного конгресса - высшему государственному органу, который собирается один раз в пять лет. Таким образом, парламент страны не мог играть роль представительного органа народовластия.
Известно, что при авторитарном режиме номинально могут существовать и функционировать парламент и правительство. Фактически все важные государственные решения вырабатываются в узком кругу приближённых к верховному правителю лиц, составляющих своего рода теневой кабинет. В системе "нового порядка" Сухарто судебная власть не стала самостоятельной и независимой ветвью власти. Судьи разных уровней назначались министерством юстиции и всецело зависели от исполнительной власти, особенно от служб безопасности при рассмотрении политических дел. Как подчеркивают исследователи, коррумпированность судей и низкий уровень правовой грамотности населения - наиболее характерные черты правовой системы режима Сухарто.
В Индонезии при Сухарто создана трёхпартийная система. Ведущую роль в ней играла государственная организация ГОЛКАР, которая, но сути, являлась политическим лицом вооружённых сил и государственной бюрократии. Правда, существовали еще две неправительственные партии, но они не могли быть оппозиционными правительству, поскольку на слово "оппозиция" было наложено строжайшее табу.
Основной опорой власти Сухарто стали вооруженные силы Индонезии, верховным главнокомандующим которых он являлся. Кроме того, именно он назначал командующего вооружёнными силами и командиров соединений и территориальных командований в каждой провинции. К числу источников неограниченной власти Сухарто относились: Конституция 1945 года (поправки внесены в 1959 г.), которая вверяет ему всю полноту власти и ответственность за ведение государственных дел; пост верховного главнокомандующего вооружёнными силами страны; политический контроль над парламентскими структурами.
Необычно высокая роль армии во внутренних делах страны была легимитизирована её "двойной функцией": военной и гражданской. Первая функция заключалась в обороне страны, вторая - в руководстве государством и обществом. Военные занимали ключевые посты в центральном и провинциальных органах власти и в то же самое время активно занимались коммерческой .деятельностью на привилегированных условиях. Типичным при "новом порядке" стало совмещение воинских и государственных постов с частным предпринимательством. Под предлогом угрозы национальной безопасности представители министерства обороны и безопасности имели право вмешиваться во внутренние дела политических партий и общественных организаций. В стране было создано 10 территориальных подразделений, чьей главной обязанностью установлено проводить надзор политической активности в регионах и вмешиваться, когда необходимо. Военные, получившие широкий доступ к материальным, финансовым и информационным ресурсам страны, стали играть решающую роль в распределении импортных и экспортных лицензий, концессий на разработку природных ресурсов, заключении контрактов от имени государства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17