скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Организация перевозок и управление на транспорте

Ни один вид транспорта не отвечает хотя бы удовлетворительно указанным требованиям. Самым подготовленным из них является железнодорожный транспорт, и это вполне понятно, если принять во внимание его технико-экономическую природу и исторический опыт развития.

Будущая ETC должна содержать в себе много новых черт и свойств, в том числе контролируемую и фиксируемую способность удовлетворять потребности в перевозках, обеспечивать их регулярность, динамичность, запас прочности (хозяйственные резервы), устойчивость, максимум продукции при заданных затратах и др. Но есть три свойства, на которых И. В. Кочетов останавливается особо.

Первое свойство — целостность. ETC так или иначе должна состоять из определенных элементов (видов транспорта), но это будет не простая их сумма, а новое качество, которое не может сводиться к сумме исходных элементов. Это можно уяснить на примере понятия средней дальности перевозок грузов. Данный показатель вычисляется на каждом виде транспорта делением выполненных тонно-километров на число перевезенных (отправленных) тонн. В 1989 г. все виды транспорта общего пользования (железнодорожный, морской, речной, трубопроводный, автомобильный, воздушный), по данным Госкомстата СССР, выполнили 8252 млрд т- км и перевезли 13,3 млрд т грузов. Средняя даль­ность перевозки была наибольшей (около 4000 км) на морском и наименьшей (21 км) на автомобильном транспорте.

В 1993 г. общий грузооборот всех видов транспорта Российской Федерации составил 3141 млрд т-км. Если считать среднюю дальность для всех указанных видов транспорта так же, как и для отдельных видов транспорта, то она будет равна 624 км. Но это не средняя дальность перевозок для транспортной системы общего пользования, так как при таком подсчете предполагается, что каждый вид транспорта является при перевозках грузов независимой системой, т.е. смешанное сообщение отсутствует. Од­нако в действительности перевозки в смешанном сообщении значительны.

В последние годы среднюю дальность перевозки определяют делением выполненных тонно-километров не на сумму перевезенных, а на сумму произведенных (физический объем производства) в народном хозяйстве тонн продукции (примерно 8 млрд т). Тогда средняя дальность (ее называют экономической) для рассматриваемой транспортной системы получается равной 825 км.

Однако при таком исчислении не принимаются во внимание следующие обстоятельства: в грузообороте учитываются технологи1ческие перевозки, а при определении объема перевозок не берется в расчет то, что, во-первых, не все произведенные тонны поступают на транспорт общего пользования; во-вторых, перевозятся не только произведенные грузы, но и импортные, международные транзитные грузы, природные ресурсы, грузы из наколенного богатства, включая разного рода запасы.

Таким образом, средняя дальность перевозок грузов для ETC остается величиной невыясненной и в количественном, и тем злее в аналитическом плане. Это в определенном смысле качественно новый показатель, и для его получения необходимо устранить несовместимости показателей объемов перевозок и грузооборота на разных видах транспорта.

Примерно так же дело обстоит и с другими качественными показателями, в которых нуждается формируемая ETC.

Второе свойство — иерархичность. Еще в дореволюционное время сложилось и спустя долгое время сохранялось такое положение, при котором железнодорожный транспорт в перевозках пассажиров и особенно грузов занимал действительно ведущее ;сто. Это положение существенно изменилось к настоящему времени, даже если отвлечься от особенностей, специфики вклада каждого вида транспорта и оперировать одними лишь объемными показателями.

По объему перевозимых грузов (примерно 5 млрд т в 1998 г.) автомобильный транспорт по сравнению с железнодорожным занимает ведущее место, особенно в перевозках наиболее ценных грузов. По численности работников и транспортным издержкам автомобильный транспорт также занимает первое место. Значительно возросла роль автомобильного и авиационного транспорта в перевозках пассажиров. Объем перевозок грузов речным транспортом сократился до 100 млн т в 1998 г.

Следовательно, иерархичность видов транспорта несомненна, на она по отдельно взятым показателям различна и с течением времени изменяется. Формирование транспорта как организованной системы не исключает учета иерархичности видов транспорта по отдельным показателям, но предполагает особую значимость комплексной оценки, как можно более всесторонней, и не только в статике, но и в динамике.

Третье свойство — взаимопроникновение и синтез видов транспорта. Признавая специфику и даже уникальность отдельныx видов транспорта, следует подчеркнуть и такой новый момент, проявившийся отчетливо лишь в наши дни, как их взаимопроникновение. Развитие контейнерных перевозок, доставка индивидуальных автомобилей в поездах к месту поездки пассажиров — их владельцев, перевозка железнодорожных вагонов и целых составов на речных и морских паромах создают такое положение, когда становится подчас трудным отнести ту или иную перевозку (либо то или иное ее звено) к продукции одного вида транспорта. На ряде направлений сети роль транспорта постепенно сводится лишь к "подаче колес", переплетению перевозочных средств разных видов транспорта. Этот новый момент в развитии ETC с особой силой говорит о необходимости кардинальной постановки, вопроса о природе транспортной продукции, который до сих пор, к сожалению, решается только посредством подведения новых явлений под категории, выведенные из обобщения эмпирического материала совсем другой эпохи.

Организованная транспортная система общего пользования, как бы она ни была значительна и самостоятельна, не может быть изолирована от транспорта необщего пользования. Отсюда вытекает необходимость условного расширения границ ETC и включения в ее состав промышленного и городского транспорта. Целесообразность этого становится вполне ясной при планировании и проектировании транспорта в экономических районах, транспортных узлах и промышленных зонах.


2. Особенности транспорта, отличающие его от других отраслей народного хоз-ва

   1 В месте с тем транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его отраслей народного хозяйства:

- транспорт не производит новой продукции, а является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения процесс производства продукции заканчивается тогда когда она доставлена к месту потребления поэтому транспорт есть продолжения процесса производства, начатого в промышленности и сельском хозяйстве. Конечный результат производства реализуется у потребителя этим и определяется отношение к транспорту работников промышленности и сельского хозяйства их забота об условиях перевозки своей продукции, улучшении показателей использования подвижного состава и транспортных затрат.

   2 Продукция транспорта перевозка грузов и пассажиров – неотделима от процесса транспортного производства. Ее нельзя накопить создать ее запасы. Поэтому проблема резерва на транспорте состоит в создании не запасов продукции, а резервуар пропускной и провозной способности. Маневрирование резервами по районам транспортной сети затруднительно, а часто невозможно, поэтому оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться повсеместно, и в первую очередь на направлениях с быстрорастущими перевозками.

3 Продукция транспорта не содержит сырья, доля заработной платы в ее себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта. Поэтому важнейшее значение для снижения себестоимости перевозок имеет увеличение производительного труда, улучшение использования транспортных средств, особенно подвижного состава, сокращение расхода топлива и электроэнергии на единицу перевозочной работы.

4 Кругооборот средств, выделенных на развитие транспорта, отличается от кругооборота средств, направленных на развитие промышленности и сельского хозяйства на транспортном рынке реализуется не товар в виде новой вещи, а сам производственный процесс транспортной промышленности, следовательно, требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относят не только к его рыночной продукции конечному результату транспортной деятельности, но и непосредственно к транспортному производственному процессу. Особенное значение имеют ускорение и бесперебойность транспортного конвейера, повышение качества работы каждого рабочего, бригады, каждого предприятия, производственного объединения, каждого вида транспорта и транспортной системы в целом.

Структурно транспорт можно представить как систему, состоящую из двух подсистем: транспорта общего пользования и необщего пользования. При этом обе части системы могут быть представлены предприятиями федеральной (государственной, муниципальной или частной форм собственности).

3. Показатели транспортной обеспеченности и доступности.

Показатели различия чистоты сети, измеряется отношением эксплуатационной длины сети Lэ, к площади территории S (на част. Сети d>) ds = 1000 Lэ/ S

При равной площади двух регионов потребность в транспорте будет > у того региона. Численность населения у которого больше, т.е. км/1000

d н = 1000 Lэ/Н

С учетом единого показателя и площади

dэ Lэ/√ SН

Универсальный ( железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный).

Специальный внутренний(осуществляющий перевозки внутри страны) и внешний (выполняющий перевозки не только в нутрии страны, но и за пределами ее).

Круглогодичный и сезонный. Любой вид транспорта располагает соей собственной системой показателей. Однако многие показатели, являются общими для всех видов транспорта. Их можно разделить на следующие группы: - показатели перевозочной и погрузочно – разгрузочной работы (грузо и пассажирооборот, объем перевозок грузов и пассажиров. Объем отправления, объем прибытия; - показатели материально –технической базы(протяженность сети путем сообщения, ее густота ??? транспортных единиц, ее пропускная и провозная способность элементов транспортной сети; - показатели эксплуатационной работы (средняя грузонапряженность, средняя дальность перевозок, скорость доставки грузов, среднесуточный пробег; - показатели экономической эффективности и финансовые (себестоимость, производительность труда, доходы, расходы, прибыль, рентабельность.

Важной характеристикой транспортных сетей является их территориальная организация, т.е. схема взаимного размещения отдельных элементов сети на различных уровнях. Структуру транспортной сети России составляют наземные, водные и воздушные пути (линии) сообщения.

Транспортная система рассматривается как ценностная отрасль народного хозяйства, в состав которой входит четыре элемента.


4. Нетрадиционные виды транспорта

Электромобили. Этот вид транспортных средств приводится в движение одним или несколькими электрическими двигателями, питаемыми от аккумуляторных батарей или топливных элементов. Достоинства электромобиля—бесшумность, отсутствие токсичных выпускных газов, высокие динамические качества. Недостатки – малый запас хода и большая масса.

Более 100 лет назад В. И. Шуберским была выдвинута идея о кинетической энергии маховика, на основе которой в Швейцарии в 1960 – х годах были сконструированы жиробусы.

Этот вид безрельсового транспорта является вспомогательным пассажирским транспортом для коротких трасс. Некоторые практическое применение получили электрожиробусы. Во Франции сконструирован электический велосипед, развивающий скорость до 45 км/ч, эксплуатационные расходы которого составляют один франк.

Транспортные системы непрерывного действия. К таким системам относится, в частности, движущийся тротуар. Он впервые демонстрировался на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 г. Движущийся тротуар, или «пассажирский конвейер» с шириной ленты 600 – 1000 мм перемещает пассажиров на небольшие расстояния на горизонтальных участках или с небольшим, до 15% наклоном.

Сфера применения таких конвейеров— подземные переходные через улицы; пассажирские туннели на пересадочных станциях метро, подземного скоростного железнодорожных станциях; аэропорты, подходы к выстовкам; крупные торговые и промышленные предприятия и т.д.

Применяют два принципа действия этих конвейеров: ленточные и бесконечным резиновым полотном на стальной основе и пластинчатые (звеньевые) по типу горизонтальных эскалаторов. Провозная способность таких линий составляет 6 – 12 тыс. чел/ч, скорость – 2,7 км/ч – 15 км/ч. Преимущества применеия движущихся тротуаров – абсолютная безопасность движения, минимум шума и другого воздействия на окружающую среду, отсутствие времени на ожидание, полная автоматизация работы.

В США, Германии и других странах интенсивно разрабатываются разнообразные системы этого вида транспорта, в том числе кабинного типа (карвейер). Например, система Vimm – это две параллельно движущиеся с нарастанием скорости в одном направлении платформы и неподвижный тротуар. Система Trans обеспечивает на маршруте скорость до 18 км/ч при скорости в процессе посадки около 3км/ч за счет «вытягивания» ленты (у перрона ширина ленты 3,6 м, а на маршруте – 0,6 м)

Системы кабинного такси на принципах монорельса эккпериментируются с 1973 г., например Rohr в США обеспечивает скорость до 36 км/ч.

Пневмопоезда. История применения трубопроводного транспорта для перемещения грузов и пассажиров началась в 1840 г.(«атмосферические дороги» и «пневмопоезд»). Основные преимущества пневмопоезда в трубе – высокая скорость, обособленный путь, независимость от климотических условий, экологическая чистота и возможность полной автоматизации управления. Высокая первоначальная стоимость может быть отнесена к единственному недостатку.

Сферой применения этого вида транспорта является перемещение "сухих" грузов (песка, гравия, щебня и др.), а также внутригородские пассажирские перевозки (проезд к аэропорту, зонам отдыха, городам-спутникам) на относительно небольшие расстояния. В проектах по пневмотранспорту используются три принципа: пневмотранспорт; пневмотранспорт с применением электротяги и гравитационно-вакуумный. По первому принципу движение осуществляется силой сжатого воздуха (перед вагоном воздух откачивают, а затем сзади подается сжатый воздух, благодаря чему обеспечивается скорость 80 км/ч). Расстояния между станциями 0,5—2 км. При осуществлении второго принципа обеспечиваются скорости 150—200 км/ч. Он удобен в пригородных сообщениях. При гравитационно-вакуумном принципе поезд движется в трубе диаметром до 3 м в безвоздушном пространстве, а труба устанавливается под уклоном для обеспечения ускорения под действием силы тяжести. Патент на этот способ получен в США в 1969 г.

Если применить в трубопроводном транспорте магнитную подвеску, то пассажирский экспресс от Москвы до Санкт-Петербурга проделает путь за 0,5 ч. В США спроектирована модель трубы с равномерно размещенными окнами, благодаря чему при скорости 72 км/ч пассажир видит пейзаж за окном.

В России построено и используется несколько пневмотранс-портных линий для транспортировки нерудных стройматериалов (песчано-гравийной смеси) на заводе ЖБИ.

Монорельсовый транспорт. Монорельсовые системы с полуавтоматизированным и автоматизированным управлением делятся на системы с фиксированными маршрутами и маршрутами индивидуального пользования. На действующих в некоторых странax монорельсовых дорогах скорости движения достигают 50 км/ч, на проектируемых — 500 км/ч. Стоимость поездки на этих дорогах в два раза дешевле метро. Этот вид транспорта экологически чист, однако пока не преодолены шум и вибрация. Примером лелеет быть система Airtrans в Далласском аэропорту (США), которая состоит из 10 маршрутов и имеет провозную способность 9 тыс. чел./ч, 6 тыс. единиц багажа и 32 т почтовых отправлений. Подобные системы имеются в Англии, Франции, Японии и других странах.

В 1970 г. в Японии спроектирована безрельсовая дорога, где через каждые 100 м на бетонных столбах установлены колеса, на которые опирается вагон длиной 220 м, поэтому в каждый момент времени поезд опирается на две пары колес боковыми крыльями. В черте города скорость может быть до 200 км/ч, а в междугородном сообщении — до 1000 км/ч.


5. Области и форма взаимодействия различных видов транспорта.

Форма и методы взаимодействия различных видов в технической и технологической организационной, экономической облостях, сферах.

1.Техническая область – согласование пропускной и перерабатывающей способности систем и устройств по которым следуют потоки грузов и пассажиров, в учете взаимных требований и увязка параметров подвижного состава и контейнеров по габаритам, грузоподъемности, в местности в целях эффективного использования перегрузочных средств и удобства персадки пассажиров, создание стыкуемых технических средств связи для работников различных видов транспорта управляющих перевозочным процессам перевалкой грузов и пересадкой пассажиров во внутритранспортных узлах (терминалах).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.