скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыУчебное пособие: Производственный менеджмент


4.2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТИПЫ ПРОИЗВОДСТВА

Тип производства – это категория производственного менеджмента, характеризующая широту номенклатуры продукции, регулярность и стабильность ее выпуска и масштабы производственной деятельности организации.

Факторы, определяющие тип производства:

·  объем выпуска (N),

·  затраты времени на выполнение единицы производственной работы (t)

·  действительный фонд времени рабочего места в плановый период (FД)

Типы организации производства – это степень постоянства загрузки рабочих мест одной и той же производственной работой в плановом периоде Массовости (gm)

Закрепления операций (КЗ.О )

t – затраты времени на выполнение единицы производственной работы (трудоемкость)

r – такт выпуска (запуска) изделий (деталей),

Ко – число деталеопераций, обрабатываемых на рабочих местах в цехе (на участке).

S – число рабочих мест в цехе (на участке), может быть определено по формуле:

Массовый тип производства:

условие организации

показатели

Характеристика:

Постоянная повторяемость одних и тех же работ на рабочем месте в планируемом периоде. Непрерывное движение предметов труда в производственном процессе.

Оборудование: специальное, специализированное, расположено строго по ходу выполнения технологических операций.

Технология: операционная, точные нормативы, сборка изделий и механическая обработка на поточных линиях, специальная оснастка.

Персонал: операторы, низкая квалификация.

Факторы эффективности: сокращение длительности производственного цикла, повышение производительности, снижение себестоимости, упрощение контроля, расчета.

Разновидности: массовое поточное автоматическое

массовое поточное неавтоматическое

, целое число;

массовое прерывно-поточное производство

  дробь

Серийный тип производства:

Условия организации:

Показатели:

Характеристика

Регулярная повторяемость одних и тех же работ на рабочих местах в планируемом периоде. На каждом рабочем месте выполняется более одной производственной работы. Прерывное движение предметов труда в производственном процессе. Работа партиями.

Оборудование: специализированное, универсальное, расположено по признакам технологической однородности, группами.

Технология: маршрутно-операционная; нормативы менее точные; сборка изделий и механическая обработка на многопредметных поточных линиях; оснастка специальная, специализированная, универсальная.

Персонал: квалификация более высокая.

Факторы эффективности: изменение длительности производственного цикла за счет применения различных видов движения, увеличения производительности при использовании групповых методов организации производства; сложная система учета, обслуживания.

Разновидности: крупносерийное  0,5—0,1, = 2—10;

серийное = 0,1-0,04,  = 11—22;

мелкосерийное < 0,04, = 22-44.

Единичный тип производства

Условия организации:

Показатель: .> 45

Характеристика

Нерегулярная повторяемость или неповторяемость работ на рабочих местах в плановом периоде. Прерывное движение предметов труда в производственном процессе.

Оборудование: универсальное.

Технология: маршрутная, нормативы укрупненные, опытно-статистические; сборка изделий индивидуальная, механическая обработка на технологических участках; оснастка универсальная, переналаживаемая.

Персонал: высокая квалификация.

Факторы эффективности: длительность цикла наибольшая; сложная система управления; гибкая реакция на потребности рынка.

Разновидность единичного типа производства — опытное производство.

Опытное производство

(разновидность единичного типа производства)

Характеристика: изготовление продукции осуществляется по еще практически неотработанной конструктивно-технологической документации. Производство образцов изделий, установочных партий для проведения исследовательских работ и отработка документации для установившегося производства.

Оборудование: универсальное.

Персонал: высокая квалификация.

Факторы эффективности: наибольшая длительность производственного цикла; возможно использование групповых методов производства.

4.3 МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

Методы организации производства – это совокупность приемов и операций изготовления продукции или оказания услуг, выполняемых при определенном сочетании элементов производственного процесса.

Виды:

·        поточный

·        партионный

·        единичный

Поточный метод организации производства — метод, основанный на ритмичной повторяемости согласованных во времени основных и вспомогательных операций, выполняемых на специализированных рабочих местах, расположенных по ходу технологического процесса.

Партионный метод организации производства— метод, при котором периодически изготовляется относительно ограниченная номенклатура изделий в количествах, определяемых партиями выпуска (запуска).

Единичный метод организации производства — метод, при котором в единичных экземплярах изготавливается широкая номенклатура изделий либо не повторяющихся, либо повторяющихся через определенный интервал времени. Факторы, влияющие на выбор методов организации производства:

• номенклатура выпускаемой продукции;

• масштабы выпускаемой продукции;

• периодичность выпуска продукции;

• трудоемкость продукции;

• характер технологической обработки продукции.

4.4 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ


Специализация — это форма организации производства, при которой происходит выделение однопрофильных видов деятельности или видов продукции и закрепление их за организациями, их структурными подразделениями, функциональными службами или должностями.

Кооперирование — это форма организации производства, при которой происходит установление производственных связей между производителями на основе их специализации.

Концентрация — это форма организации производства, при которой происходит процесс сосредоточения производства в более крупных предприятиях, производствах, цехах или регионах.

Комбинирование — это форма организации производства, При которой производство продукта ведется из готовой продукции предыдущего передела или из отходов производства других переделов.

Формы организации обеспечивают эффективную интеграцию производственных процессов и предприятий.


На основе кооперирования.

КАРТЕЛЬ — долговременное договорное объединение ряда "Организаций, выполняющих функции, связанные с формированием благоприятной инфраструктуры их бизнеса. Основные направления деятельности картелей:

•    разграничение рынков сбыта;

•    согласование политики цен;

•    установление квот на куплю-продажу;

•    лицензирование деятельности;

•    соблюдение условий найма персонала и др.

СИНДИКАТ — разновидность картеля, т.е. объединение организаций, которое берет на себя осуществление определенной коммерческой деятельности, например, сбыт продукции. При этом организации по делегированным функциям ограничивают свою самостоятельность.

КОНСОРЦИУМ — добровольный временный союз, создаваемый организациями для решения конкретной, значимой для них проблемы (реализации комплексной программы, проекта, проведения эмиссионных операций, размещения займов и т.п.).

АССОЦИАЦИЯ — добровольный союз, образуемый для решения проблем, представляющих интерес для определенной группы организаций, объединяющихся, как правило, по технологическому признаку. Имущество ассоциации складывается из вступительных взносов членов и взносов в специальные фонды, доходов от совместной деятельности.

КОРНЕР — простейшая форма союза, предусматривающая объединение капитала и применяемая в целях овладения рыночной нишей, контрольным пакетом акций и т.п.

СОГО-ШОША — крупные внешнеторговые организации, возникшие в последнее время в Японии, объединяющие и координирующие усилия многих производственных предприятий на основе кооперации и технического сотрудничества в целях укрепления позиций на внутреннем и мировом рынках.

ФРАНЧАЙЗА — мелкое предприятие или индивидуальный предприниматель, действующий как предприятие-оператор на основе соглашения с родительским предприятием или крупной фирмой-франчайзером и под его фирменным знаком. Франчайзер обязуется снабжать франчайзу своими ноу-хау, рекламными и прочими услугами, товарами на оговоренной территории, а франчайза принимает на себя обязательства иметь дело только с франчайзером, перечислять ему часть вырученных средств, вести дело в соответствии с рекомендациями франчайзера и т.п.

ОБОЛОЧЕЧНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — мобильная форма коммерческой организации, в которой многие производственные и хозяйственные функции и соответствующие им структурные единицы вынесены за ее пределы и осуществляются самостоятельно. Остающаяся «пустотелая фирма» (hollow firms) включает ограниченное число менеджеров, координирующих работу сторонних субподрядных организаций, которым на контрактной основе переданы все основные производственные и прочие функции.

КОНЦЕССИЯ — предприятие, организуемое на основе договора о сдаче в аренду принадлежащих государству земельных участков частным и (чаще) иностранным компаниям с правом разработки и использования полезных ископаемых, расположенных на соответствующей территории.

ОФШОРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — коммерческая организация, создаваемая и регистрируемая в регионе (зоне, стране) со льготным или нулевым налогообложением и принадлежащая лицам, не имеющим там постоянного местопребывания.

На основе концентрации.

ТРЕСТ — долговременный договор объединения, при котором входящие в него организации теряют свою хозяйственную самостоятельность путем слияния или сращивания капиталов. Различают следующие виды участия организаций составе треста:

•  100—95% — участие интеграции;

•  94—75% — обладание 3/4 акций;

•  50—74% — обладание большинством акций;

•  25 —49%— участие блокирующего меньшинства;

•  0,1—24%— участие меньшинства.

Трест может объединять как однородные, так и разнородные организации.

КОНЦЕРН — добровольный союз самостоятельных в правовом отношении организаций разного профиля, имеющих устойчивые кооперационные связи. Организации, входящие в концерн, делегируют и централизуют ряд управленческих (функций руководству концерна или ведущей, как правило, самой крупной, организации. По этому признаку различают подчиненные концерны (первый случай) и координационные концерны во главе с холдингом (второй случай).

ХОЛДИНГ — акционерное общество, владеющее контрольным пакетом акций юридически самостоятельных организаций с целью осуществления контроля над их операциями.

ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА — союз финансовых и промышленных организаций разного профиля и форм собственности, объединяющих свои капиталы на взаимовыгодных условиях для повышения эффективности производства, ускорения научно-технического прогресса и увеличения экспортного капитала. ФПГ нередко берется под опеку государства на определенный срок для развития потенциала, направленного на удовлетворение стратегических потребностей общества (например, в электронной или оборонной технике, информатизации и т.п.).

КОРПОРАЦИЯ — объединение организаций для концентрации научно-технического потенциала и совместного производства однотипной продукции. Создаются по территориальному или продуктовому принципу, чаще всего в быстро прогрессирующих и наукоемких отраслях.

КОНГЛОМЕРАТ — соединение промышленных предприятий разных отраслей, производящих различные товары и услуги, не имеющих ни технологических, ни кооперационных связей и реализующих эффект диверсифицированного производства.

КОМБИНАТ — объединение промышленных предприятий разных отраслей, связанных технологическим процессом так, что «выход» одних является «входом» других организаций.

МАТЕРИНСКИЕ И ДОЧЕРНИЕ ФИРМЫ — различаются по статусу в объединении. Активы дочерних организаций принадлежат (в интервале 20—50%) материнской компании. Предприятия, собственность которых во владении материнской компании не превышает 20%, называют «ассоциированными компаниями».

ВЕНЧУР — рисковая организация, образуемая крупными предприятиями для отработки научно-технических нововведений и осуществления инновационной деятельности.

МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — коммерческая организация, контролирующая производство и/или торговые базы более чем в одной стране.

4.5 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ

Производственная мощность – это максимально возможный выпуск продукции за определенный период времени в заданной номенклатуре и количественных соотношениях при полном использовании производственного оборудования и площадей.

Исходные данные для расчета производственной мощности:

•    номенклатура продукции (n);

•    объем производства каждого вида продукции (N);

•    трудоемкость изготовления единицы каждого вида продукции (tj);

•    количество установленного оборудования каждого вида (Q.);

•    эффективный фонд времени работы оборудования (Фэ);

•    проектируемый ввод или сокращение оборудования;

•    меры по балансированию производственной мощности.

Производственная мощность измеряется:

·        в натуральных показателях (штуках, тоннах)

·        в стоимостном выражении (объем продукции, стоимость услуг)

В производственном менеджменте различают следующие показатели:

·        производственная мощность входная — на начало планового периода (Мв);

·        производственная мощность выходная — на конец планового периода (Мк);

·        производственная мощность средняя за период (например, год) (Мср):

где Мк прирост или убыль производственной мощности в k-ом месяце года;

·        производственная мощность проектная — максимально возможная мощность организации при идеальных условиях организации труда и управления (Мп);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.