скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Экологическое право

• организация научных исследований, направленных на обоснование мер по охране животного мира;

• воспитание граждан в духе гуманного отношения к животному миру;

• пропаганда охраны животного мира средствами массовой информации;

• проведение других мероприятий и установление иных требований по охране животного мира.

Для охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных учреждена Красная книга РФ, красные книги республик в составе РФ. Растения и животные, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений и животных, ухудшающая среду их обитания.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.02.96 "О Красной книге Российской Федерации" Красная книга РФ ведется Министерством природных ресурсов РФ на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, объектов животного и растительного мира, обитающих на территории РФ, на континентальном шельфе ив исключительной экономической зоне РФ. Красная книга РФ - официальный документ, содержащий свод сведений не только об объектах животного и растительного мира, но и о необходимых мерах по их охране и восстановлению. Занесенные в Красную книгу РФ объекты животного и растительного мира подлежат особой охране.

Издание Красной книги РФ осуществляется не реже одного раза в 10 лет.

53. Эколого-правовая защита атмосферного воздуха

Неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных является атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Атмосфера служит надежной защитой от вредных космических излучений, определяет климат местности и планеты в целом, оказывает воздействие на здоровье людей, жизнедеятельность растительного и животного мира. Функции атмосферного воздуха: • экологическая;• терморегулирующая;• защитная;•энергоресурсная и др. Законодательство РФ в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.99, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, в том числе актов субъектов Федерации. Законодательство субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха вправе предусматривать введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха. Имущественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха, регулируются гражданским законодательством. Принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды; обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении; научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей природной среды в целом; обязательность соблюдения требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха и ответственность за его нарушение. Государственному учету подлежат: юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух; количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий.

Перечень организаций, осуществляющих статистические наблюдения в. области охраны атмосферного воздуха на соответствующих территориях, определяется территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха по согласованию с территориальными органами государственной статистики. Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.

Мониторинг атмосферного воздуха осуществляется в целях: наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха; комплексной оценки и прогноза его состояния; обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха.

Обеспечивают поведение мониторинга Правительство РФ, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления.

Государственный мониторинг атмосферного воздуха - составная часть государственного мониторинга окружающей природной среды.

Программы охраны атмосферного воздуха и мероприятия по его охране разрабатывают и осуществляют юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Программы должны быть согласованы с территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, его территориальные органы разрабатывают соответствующие федеральные целевые программы, программы субъектов Федерации и местные программы охраны атмосферного воздуха.

Мероприятия по охране атмосферного воздуха не должны приводить к загрязнению других объектов окружающей природной среды. Проекты программ охраны атмосферного воздуха могут выноситься на обсуждение граждан и общественных объединений.

Одна из угроз загрязнения воздуха - истощение озонового слоя. Охрана окружающей природной среды от экологически опасных изменений озонового слоя Земли обеспечивается:

• организацией наблюдения, учета и контроля изменений состояния климата, озонового слоя под влиянием хозяйственной деятельности и иных процессов;

• установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ, воздействующих на состояние климата и озонового слоя;

• регулированием производства и использования в быту химических веществ, разрушающих озоновый слой;

• применением мер ответственности за нарушение требований.

В соответствии с международным соглашением министерства и ведомства, предприятия, учреждения, организации обязаны сократить и в последующем полностью прекратить производство и использование химических веществ, вредно воздействующих на озоновый слой.

54. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха

 

Задачи государственного контроля за охраной атмосферного воздуха:• соблюдение условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;• стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;• режима санитар но защитных зон объектов, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;• выполнения федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха, программ субъектов Федерации;• иных требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и его территориальные органы в порядке, определенном Правительством РФ. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух. Они назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об Организации экологических служб, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, представляются в территориальные органы специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха. Общественный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в порядке, определенном законодательством в области охраны окружающей природной среды и законодательством об общественных объединениях. Государственные инспектора по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, вправе: • беспрепятственно посещать объекты хозяйственной и иной деятельности, в том числе объекты оборонного значения, на которых имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух;• проверять соблюдение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и работу очистных сооружений, средств контроля за такими выбросами;• проверять соблюдение установленных нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;• определять размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в результате загрязнения атмосферного воздуха;• направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства в области охраны атмосферного воздуха для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях;• аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него или приостанавливать действие таких разрешений на определенный срок, если условия таких разрешений не соблюдаются;• вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;• проводить измерения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, в том числе автомобильным транспортом;• давать предписания, обязательные для физических и юридических лиц, об устранении нарушений законодательства, в том числе об ограничении, о приостановлении или о прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; • привлекать к административной ответственности граждан, юридических и должностных лиц, виновных в нарушении законодательства в области охраны атмосферного воздуха; I/ предъявлять иски физическим и юридическим лицам за нарушение законодательства в области охраны атмосферного воздуха;• осуществлять иные не противоречащие законодательству действия по охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции. Обязанности государственных инспекторов по охране природы: • иметь соответствующий уровень подготовки в области охраны атмосферного воздуха;• осуществлять контроль за соблюдением на соответствующей территории установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также других условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него;• обеспечивать контроль за выполнением заключений государственной экологической экспертизы;• взаимодействовать с общественными природоохранными организациями при осуществлении контроля за охраной атмосферного воздуха;• обосновывать размеры возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха;• информировать органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, правоохранительные органы о нарушениях законодательства в области охраны атмосферного воздуха;• подготавливать и направлять материалы о нарушении законодательства в области охраны атмосферного воздуха в правоохранительные органы.

55. Эколого-правовая защита особо охраняемых территорий и объектов

Особо охраняемые природные территории - это участки земли и водного пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (Федеральный закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.95). Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различают: • государственные природные заповедники, в том числе биосферные; • национальные парки; • природные парки; • государственные природные заказники; • памятники природы; • дендрологические парки и ботанические сады; • лечебно-оздоровительные местности и курорты. Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать иные формы особо охраняемых природных территорий (например, зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и т. д.). Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляют Правительство РФ и специально уполномоченные органы РФ в области охраны окружающей среды. Органы местного самоуправления осуществляют управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения. В целях оценки состояния природно-заповедного фонда ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который предусматривает сведения о статусе этих территорий, их географическом положении и границах, режиме, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Земельным кодексом предусмотрена специальная категория земель в земельном фонде - земли особо охраняемых территорий. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое ценное значение, которые в установленном порядке изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. В состав земель особо охраняемых территорий входят земли: • особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; • природоохранного назначения; • рекреационного назначения; • историко-культурного назначения; • иные особо ценные земли. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок их использования и охраны устанавливает Правительство РФ на основании федеральных законов.

56. Правовой режим государственных природных заповедников

Государственные природные заповедники составляют основу национального богатства страны. На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное; экологопросветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники представляют собой природоохранные, научно-исследовательские и экологопросветительские учреждения, цель которых - сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами). Задачи государственных природных заповедников. • осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; • организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы; • осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды; • экологическое просвещение; • участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов; • содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды. Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. На прилегающих к территориям природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом экологопользования. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта РФ, который утверждает соответствующее Положение о ней. На территории природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая режиму, определенному в Положении о данном заповеднике, в частности интродукция живых организмов в целях их акклиматизации. На территориях заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные: • на сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; • поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; предотвращение условий, которые могут вызвать стихийные: бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам; • осуществление экологических задач; • ведение эколого-просветительской работы; • осуществление контрольно-надзорных функций. В заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. На землях заповедников, не включающих особо ценные экологические системы, допускается деятельность, направленная на обеспечение жизнедеятельности сотрудников заповедника. Государственные природные заповедники - юридические лица, находятся на самостоятельном балансе, финансируются за счет средств государственного бюджета и пользуются налоговыми, льготами. Государственные природные заповедники вправе иметь собственную символику.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.