Шпаргалка: Экологическое право
• захламлению отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
• защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;
• ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
• сохранению достигнутого уровня мелиорации;
• рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
• сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Содержание охраны земель составляют выполнение специальных программ охраны, оценка состояния земель и эффективности мероприятий по охране, а также другие факторы.
С целью охраны земель разрабатываются соответствующие программы, предусматривающие перечень обязательных мероприятий по охране земель. При этом учитываются особенности хозяйственной деятельности, природные и другие условия.
Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель осуществляются на основании экологической экспертизы, установленных санитарно-гигиенических и иных норм и требований. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.
Внедрение новых технологий, реализация программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются, если они не соответствуют установленным экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям. Чтобы предотвратить деградацию земель, восстановить плодородие почвы разрешается консервация земель с изъятием их из оборота.
Особый порядок использования установлен для земель, которые подверглись радиоактивному и - химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным требованиям. Такие земли подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, они могут переводиться в земли запаса для консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.
Эффективность мероприятий по охране земель зависит от экономических факторов стимулирования рационального использования и бережного отношения к земельным ресурсам. Порядок такого стимулирования устанавливается, в частности, бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах. Меры, повышающие заинтересованность в охране земель, рассчитаны в первую очередь:
• на собственников земельных участков;
• землепользователей;
• землевладельцев;
• арендаторов земельных участков.
Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель предусматривает, в частности, следующие меры:
• освобождение от платы за земельные участки в период их освоения и период, предусмотренный проектом производства работ;
• поощрение работников сельскохозяйственных предприятий, руководителей и специалистов за реализацию мероприятий по улучшению качества земель, повышению плодородия почв и их продуктивности;
• установление повышенных цен на экологически чистую сельскохозяйственную продукцию;
• компенсацию собственникам земель и другим пользователям произведенных ими затрат по охране земель, повышению плодородия почв.
37. Эколого-правовой режим недропользования
Согласно Закону РФ "О недрах" от 21.02.92 (в ред. от 06.06.2003) недра представляют собой часть земной коры, расположенную ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающуюся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения
Функции недр:
• экологическая (взаимосвязь неорганической и органической материи);
• экономическая (средство производства);
• культурно-оздоровительная (использование их лечебных свойств).
Законодательство РФ о недрах основывается на Конституции РФ и состоит из Закона РФ "О недрах" и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, законов и нормативных актов субъектов Федерации.
Закон РФ "О недрах" действует на всей территории России, регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе РФ в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права.
Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством РФ и законодательством субъектов Федерации.
Что касается специфических отношений, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, то они могут регулироваться другими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных Законом "О недрах".
Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Федерации, а также муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.
Полезные ископаемые делятся на общераспространенные и необщераспространенные.
В перечень общераспространенных входят: песок (кроме формовочного, стекольного, кварцевого), галька, гравий, глина (кроме огнеупорной, формовочной, лорициновой, красочной, бетонитовой, кислотоупорной и каолина), камень, булыжный камень, песчаник (кроме динасового), мел, гипс, мергель, туф, известняк (кроме флюсового и битуминозного), сланец (кроме горючего), гранит, базелит, диорит, сионит, габбро, андезит, порфир.
К необщераспространенным относятся прочие рудные и нерудные ископаемые (железная руда, уголь, нефть, платина, уран, золото и пр.).
Для каждого вида полезных ископаемых установлен соответствующий правовой режим.
38. Государственное регулирование эколого-правового режима недропользования
Регулирование эколого-правового режима недропользования представляет собой деятельность государства, предусматривающую наиболее рациональное, эффективное использование недр, их охрану. Способы государственного регулирования отношений недропользования:
• управление;
• лицензирование;
• учет и контроль.
Задачи государственного регулирования:
• определение объемов добычи полезных ископаемых по РФ и регионам;
• развитие минерально-сырьевой базы и подготовка резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
• обеспечение геологического изучения территории РФ, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;
• установление квот на поставку добываемого минерального сырья;
• определение характера платежей, связанных с пользованием недрами, установление регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;
• разработка стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Государственное управление отношениями недропользования осуществляют Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации, федеральный орган управления государственным фондом недр и органы государственного горного надзора.
Федеральный орган управления государственным фондом недр создает свои территориальные органы но согласованию с субъектами Федерации.
Федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы не могут выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих разведку и разработку месторождений полезных ископаемых либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и заниматься коммерческой деятельностью.
Основные задачи органа управления государственным фондом недр:
• государственное регулирование работ по геологическому изучению и использованию недр территорий суши и континентального шельфа;
• обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами;
• выполнение функций государственного заказчика на проведение геолого-разведочных работ для государственных нужд;
• установление порядка государственного учета и регистрации работ по геологическому изучению недр;
• проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и др.
В соответствии с Законом РФ "О недрах" в компетенцию органов государственной власти РФ в сфере регулирования отношений недропользования входят:
• установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил);
• создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств;
• государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр;
• государственная регистрация работ по геологическому изучению недр;
• распоряжение недрами континентального шельфа РФ;
• определение условий и порядка взимания платы за пользование недрами;
• введение ограничении на пользование недрами на специальных участках для обеспечении национальной безопасности и охраны окружающей природной среды;
• зашита прав пользователей недр и интересов граждан РФ;
• разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами РФ;
• заключение международных договоров РФ по геологическому изучению, использованию и охране недр;
• регулирование других вопросов в области использования и охраны недр.
39. Разрешение споров по вопросам пользования недрами
Споры по вопросам пользования недрами разрешают органы государственной власти, суд или арбитражный суд в соответствии с их компетенцией и в установленном законодательством порядке. По взаимной договоренности сторон имущественные споры, связанные с пользованием недрами, могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.
В суде или арбитражном суде рассматриваются;
• финансовые, имущественные и иные споры, связанные с пользованием недрами;
• обжалование решений государственных органов, противоречащих Закону "О недрах", в том числе об отказе в выдаче лицензий на право пользования недрами или о досрочном прекращении права пользования недрами;
• обжалование действий и решений должностных лиц и органов, противоречащих Закону "О недрах";
• обжалование противоречащих законодательству стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраной недр и окружающей природной среды.
Споры по вопросам пользования недрами на условиях раздела Продукции разрешаются согласно условиям указанных соглашений.
Районная (городская) администрация разрешает споры между предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами по вопросам выдачи лицензий на право пользования недрами, по вопросам пользования недрами в связи с добычей полезных ископаемых для хозяйственных или бытовых нужд. Споры между сторонами, находящимися на территории двух или более районов (городов), разрешает соответствующая районная (городская) администрация, а между сторонами, находящимися на территории двух или более республик, краев, областей споры разрешаются по поручению Правительства РФ.
Органы государственного горного надзора разрешают споры между предприятиями, организациями и учреждениями по вопросам пользования недрами в связи с разработкой месторождений полезных ископаемых (кроме месторождений общераспространенных полезных ископаемых) и, кроме того, по вопросам пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
40. Право недропользования и его виды
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением - лицензией, то есть документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в течение установленного срока при соблюдении заранее установленных условий. Лицензию дополняют текстовые, графические приложения, являющиеся ее неотъемлемой частью и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензии предоставляются по результатам проведения конкурсов и аукционов. Информация о предстоящих конкурсах и аукционах, об их итогах, о предоставлении лицензий должна быть опубликована в СМИ.
Согласно ст. 9 Закона "О недрах" пользователями недр могут быть:
• субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества;
• иностранные граждане;
• юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами. Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут быть граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц. При этом участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.
Если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр могут по выбору.
• получить разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности;
• заключить договоры с организациями, имеющими право на осуществление видов деятельности, связанных с пользованием недрами.
При ведении работ по добыче радиоактивного сырья и захоронению радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов в качестве пользователей недр могут выступать только юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и имеющие соответствующие разрешения (лицензии).
Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции - с момента вступления такого соглашения в силу.
Недра предоставляются в пользование для:
• регионального геологического изучения (региональных геолого-геофизических работ, геологической съемки, инженерно-геологических изысканий, научно-исследовательских, палеонтологических и других работ, направленных на общее геологическое изучение недр, геологических работ по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иных работ, проводимых без существенного нарушения целостности недр);
• геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
• разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
• строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15