скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Экологическое право

32. Ответственность за экологические правонарушения

Противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде, здоровью человека, называется экологическим правонарушением. Признаки такого правонарушения - действие или бездействие лица, противоречащее экологическому законодательству.

За экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дисциплинарную ответственность несут должностные лица, иные виновные работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами (с учетом их трудовой функции или должностного положения). Ответственность наступает:

• за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;

• несоблюдение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранительного законодательства. Руководители предприятий, учреждений, организаций и иные виновные работники могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрения за невыполнение планов и мероприятий по охране природы, несоблюдение качества окружающей природной среды и природоохранительного законодательства.

Должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, несут материальную ответственность перед предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с трудовым законодательством.

Административная ответственность наступает за совершение следующих экологических правонарушений:

• несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;

• несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления, а также другими опасными веществами;

• нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде;

• невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы;

• сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию;

• самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы;

• нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления и др.

Уголовную ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом РФ, несут должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, то есть общественно опасных деяний, посягающих на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека.

33. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением

Согласно законодательству предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме.

Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба. При отсутствии таких такс и методик возмещаются фактические затраты на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Взыскиваемые по решению суда или арбитражного суда суммы ущерба возмещаются потерпевшей стороне (гражданину, предприятию, учреждению, организации) для принятия мер по восстановлению потерь в окружающей природной среде либо перечисляются в государственный экологический фонд, если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании.

При наличии нескольких причинителей вреда взыскание производится в соответствии с долей каждого в причинении вреда, в том числе с изыскательских, проектных, строительных организаций. С согласия сторон по решению суда или арбитражного суда вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчик;] обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств.

Вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме.

При определении величины вреда здоровью граждан учитываются:

• степень утраты трудоспособности потерпевшего;

• необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья;

• затраты на уход за больным;

• иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности;

• потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией;

• затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии.

Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественной организации (объединения) в интересах потерпевшего. Сумма денежных средств за причиненный вред здоровью граждан взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его установления - за счет средств соответствующих государственных экологических фондов.

Вред, причиненный имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вы званного хозяйственной и иной деятельностью, подлежит возмещению в полном объеме.

При определении объема ущерба, причиненного имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, имущества, и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий.

Предприятия, учреждения, организации и граждане вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд (а граждане - в суд) о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей природной среде. Решение суда, арбитражного суда о прекращении экологически вредной деятельности - основание для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (ст. 78 Закона "Об охране окружающей среды").

34. Экологические функции правоохранительных органов

Экологическая функция правоохранительных органов состоит в их деятельности по применению природоохранительного законодательства, выявлению причин экологических правонарушений, а также планировании мероприятий по их предупреждению и устранению.

Экологическая функция прокуратуры сводится к деятельности по осуществлению надзора за соблюдением и выполнением законов и подзаконных актов в области охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, соблюдения правил природопользования.

Предметом надзора при этом служат: нормативно-правовой акт, принятый соответствующим поднадзорным прокуратуре органом (не противоречит ли он закону); действие (бездействие) по применению закона или подзаконного акта.

Прокуратура осуществляет экологический надзор посредством вынесения протеста, возбуждения уголовного дела, возбуждения производства об административном правонарушении, предъявления иска о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Министерство внутренних дел России выполняет широкий спектр экологических функций, в том числе:

• охрана общественного порядка;

• борьба с правонарушениями и преступностью;

• противопожарная безопасность;

• безопасность движения;

• охрана определенных объектов экологического значения.

Задачи органов внутренних дел в области охраны окружающей природной среды:

• обеспечение экологических прав граждан;

• предупреждение и пресечение экологических преступлений и административных правонарушений;

• раскрытие экологических преступлений;

• охрана общественного порядка и обеспечение экологической безопасности;

• помощь предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам и гражданам в защите их экологических прав и интересов.

Рассматривая имущественные споры о возмещении вреда, причиненного природной среде, арбитражный суд способствует укреплению экологического правопорядка и гармонизации взаимоотношений общества и природы.

Задачи арбитражного суда в данной сфере:

• защита охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан;

• содействие правовыми средствами соблюдению законодательства и укреплению законности в экономических отношениях.

Споры, возникающие в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности в связи с производственно -хозяйственной деятельностью - предмет рассмотрения арбитражного суда.

В зависимости от структуры эколого-хозяйственные дела подразделяются на следующие категории:

о взыскании ущерба, причиненного загрязнением водных ресурсов;

о взыскании ущерба, причиненного уничтожением, повреждением рыбных запасов;

о взыскании ущерба, причиненного загрязнением, порчей земель, уничтожением плодородного слоя почвы и невыполнением обязанности по рекультивации земель;

о взыскании ущерба, причиненного уничтожением или существенным повреждением лесных массивов;

о взыскании ущерба, причиненного уничтожением диких животных и птиц.

35. Эколого-правовой режим использования земли

Важнейшей частью общей биосферы является земля. Использование земли связано со всеми другими объектами: животным и растительным миром, лесами, водами, полезными ископаемыми, богатствами земных недр.

Термин "земля " трактуется по-разному: планета Земля, поверхность, почва, грунт, территория, объект собственности, пользования, аренды, составная часть окружающей природной среды. В юридическом значении под землей понимается поверхность, охватывающая плодородный слой почвы.

Земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Состоит земельное законодательство из Земельного кодекса от 25.11.2001 № 136-ФЗ (в ред. от 30.06.2003), федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Федерации. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить Земельному кодексу, федеральным законам.

Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных Земельным кодексом, федеральными законами, указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения.

На основании и во исполнение Земельного кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов Федерации органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Экологические функции земли:

взаимосвязь неорганической и органической материи;

поглощение углекислоты;

переработка органической материи в неорганическую.

Экономические функции земли:

средство производства в сельском и лесном хозяйстве;

пространственный базис для строительства объектов (зданий и сооружений), проживания, производственной деятельности.

Культурно-оздоровительные функции земли:

размещение культурных и оздоровительных учреждений;

использование лечебных свойств для лечения.

По целевому назначению земли подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Государственное регулирование земельных отношении предусматривает деятельность по организации рационального использования земель и их охраны путем принятия экономико-правовых мер.

Основные функции государственного регулирования правового режима земельного фонда России: учетная, плановая, распределительно-перераспределительная, обеспечения надлежащего использования земель, контрольная и охранительная.

Регулирование правового режима государственного земельного фонда осуществляют представительные и исполнительные органы государственной власти. В состав органов исполнительной власти входят органы общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся Правительство РФ, правительства республик в составе РФ и соответствующие органы других субъектов Федерации.

Органы специальной компетенции подотчётны исполнительным органам общей компетенции и дифференцируются на функциональные и отраслевые (ведомственные) органы. К отраслевым органам относятся министерства и ведомства, в управление которых переданы земли того или иного целевого назначения. Органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

36. Правовая охрана земель

Основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, составляет земля, использование которой должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства, основой хозяйственной и иных видов деятельности.

Цели охраны земель:

предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

обеспечение улучшения и восстановлении земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим .негативным воздействиям хозяйственной деятельности.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить следующие мероприятия:

• по сохранению почв и их плодородия;

• защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.