скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Экологическое право

• обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

• участвовать в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

• обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

• организовывать и проводить слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

•организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

•рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;

• подавать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

• предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

• осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Обязанности общественного экологического объединения:

• соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

• ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать возможность для ознакомления с указанным отчетом;

• объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц;

• по запросу органа, регистрирующего общественные объединения, представлять решения руководящих органов и должностных лиц объединения, годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

• допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;

• оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, желающим ознакомиться с деятельностью общественного объединения на предмет достижения уставных целей и соблюдения действующего законодательства.

22. Право собственности на природные ресурсы

Термин "право собственности на природные ресурсы" означает:

• совокупность правовых норм, регулирующих данный вид отношений. Такие правовые нормы предусмотрены статьями 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, положениями Гражданского кодекса РФ, других нормативных актов (право собственности в объективном смысле);

• совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом (объектом собственности) - право собственности в субъективном смысле;

• правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами.

В ст. 9 Конституции РФ записано: земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Частной собственности (двум ее формам - индивидуальной и коллективной) отводится приоритетная роль.

Государственная собственность на землю и другие природные ресурсы утратила свое монопольное положение, хотя и продолжает занимать лидирующую позицию в общем объеме собственности на землю и недра.

Сравнительно новая для российского законодательства муниципальная форма земельной собственности не является разновидностью государственной собственности, но и не относится к видам частной собственности.

В качестве субъектов права собственности выступают граждане и юридические лица, включая иностранцев, если они осуществляют на территории Российской Федерации инвестиционную деятельность посредством создания или приобретения предприятий со стопроцентным иностранным капиталом.

Kруг субъектов государственной и муниципальной собственности устанавливается законом. Субъектами права государственной собственности являются органы представительной и исполнительной власти федерации, республик, входящих в состав федерации, краев областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

К субъектам права муниципальной собственности относятся представительные и исполнительные органы местного самоуправления городов и районов.

Различают два способа приобретения прав на землю и другие природные ресурсы - административно-правовой и гражданско-правовой.

Административно-правовой способ предусматривает предоставление земель и природных ресурсов: в собственность; во владение; в пользование; в аренду.

Гражданско-правовой способ распространяется на: куплю-продажу (по конкурсу, с аукциона); приватизацию; выдел доли; выкуп залога; долгосрочную аренду; наследование.

Основания прекращения права собственности на землю и другие природные ресурсы:

объективные причины: прекращение права собственности на добровольных началах (продажа, дарение и т. д.), ликвидация предприятия, смерть собственника, изъятие для государственных надобностей;

несоблюдение условий пользования: неуплата налогов, нерациональное использование земли и других природных ресурсов, неосвоение земельного участка;

нарушение законодательство: нецелевое использование, невыполнение обязанностей по охране природных ресурсов, нарушение экологических требований.

23. Содержание права собственности на природные объекты

Ключевыми составляющими права собственности на землю и иные природные объекты являются: пользования и право распоряжения.

Право владения природными объектами означает нахождение объекта природы во власти какого-либо субъекта, обладание и удержание этого объекта, фактическое господство над ним.

Различают полное и частичное владение землей и природными объектами.

Полное владение имеет место во всех случаях, когда природный объект размещается на территории республики и иного автономного образования.

Если природный объект находится на территории двух или нескольких субъектов РФ, то порядок владения определяется согласно достигнутому соглашению, а при необходимости - с участием Российской Федерации.

Право владения землей и природными объектами является абсолютным, а значит, распространяется на все земельные участки и природные объекты, которые находятся на территории соответствующего субъекта федерации - собственника данного земельного массива.

Владея землей и другими природными объектами, государство вправе ограничить или запретить доступ на тот или иной природный объект. Государство вправе также наложить запрет на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности. Право владения землей и природными объектами представляет собой юридическую базу для пользования и распоряжения такими объектами.

Иными словами, эксплуатация того или иного природного йъекта возможна только на основании статуса владения им.

Право пользования землей и природными объектами - еще одно состоятельное правомочие собственника. Оно предусматривает хозяйственную и иную эксплуатацию этих объектов, излечение из них полезных свойств, использование в иных целях ради удовлетворения потребностей общества. Органы местного самоуправления реализуют право собственности следующими способами: 1) через государственные предприятия, учреждения, организации; 2) предоставляют природные объекты в пользование гражданам, негосударственным организациям.

Право пользования землей и другими природными объектами характеризуется тремя основными факторами:

установлением для пользователей объектами природы определенных правил их эксплуатации;

государственный контроль за соблюдением установленных правил; уплата налогов, рентных платежей пользователями природных объектов исходя из доходов, полученных в процессе эксплуатации природных объектов.

Право распоряжения собственника землей и природными объектами - третье самостоятельное правомочие, предусматривающее установление юридического статуса природного объекта. Юридический статус объекта, назначаемый государством как собственником, предполагает:

определение категории объекта исходя из его основного целевого назначения;

указание цели использования объекта природы при передаче его в собственность, во владение, пользование или аренду определенному лицу (гражданину, организации).

Все природные объекты могут быть дифференцированы по категориям:

земли подразделены на семь категорий;

полезные ископаемые - на две категории (общераспространенные и не относящиеся к таковым);

водные объекты различаются в зависимости от пригодности для питьевых и бытовых нужд населения, для лечебных, различных народно-хозяйственных целей и т.п.

Дифференциация природных объектов по категориям представляет собой первую стадию в процессе распоряжения ими. На второй стадии происходит распределение и перераспределение объектов между собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами:

• предоставление в собственность, аренду и пользование;

• изъятие природных объектов;

• обмен природными объектами между собственниками, пользователями и арендаторами и т.п.

24. Экологизация законодательства

Экологизацией законодательства называется процесс внедрения экологических требований в законодательные и иные нормативные акты, регулирующие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное влияние на окружающую природную среду.

Экологизация как процесс внедрения и распространения экологических требований вытекает из приоритетов законов развития природы, которые человек обязан соблюдать, осуществляя хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на состояние естественной среды обитания.

Цель экологизации законодательства - распространить экологические требования на правила и нормы, регулирующие хозяйственную, управленческую и иную деятельность, оказывающую отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды (например, на правила проектирования, строительства, эксплуатации тех или иных объектов).

Формами экологизации называются соответствующие правовые акты или нормативные документы, содержащие технические, технико-экономические и другие положения, требования и правила. Например, строительные, технологические, градостроительные, санитарные и иные нормативы, утвержденные соответствующими органами.

Один из методов экологизации относится к сфере применения норм права, другой - к их разработке.

Первый метод предусматривает экологизацию не самой нормы закона а правоотношения, возникающего в процессе выполнения законного требования.

В соответствии со вторым методом экологизации законодательства разрабатываются новые правовые нормы или технико-экономические нормативы, в обязательном порядке предусматривающие эколого-правовые требования. Практика законотворческой деятельности показывает, что метод используется наиболее часто во всех отраслях законодательства. Самое широкое распространение он получил в отраслях, регулирующих нормы осуществления хозяйственной деятельности.

25. Экономический механизм охраны окружающей природной среды

Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды:

планирование и финансирование мероприятий по охране природы;

предельно допустимых норм выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, порядка размещения отходов;

разработка системы платежей за использование природных ресурсов, осуществление выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

установление системы налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении предприятиями малоотходных и ресурсосберегающих технологий, а также при использовании нетрадиционных видов энергии, других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Последние десятилетия экологи называют периодом регламентированных взаимоотношений с природой, поскольку возросла актуальность количественных и качественных оценок не только ее состояния, но и регулирования размеров антропогенной нагрузки. Основу законодательства, предусматривающего порядок использования и охраны природной среды, а также обеспечивающего безопасность среды для человека, составляет система экологического нормирования. Государственные природоохранительные органы Российской Федерации совместно с органами государственной статистики, природопользователями ведут количественный и качественный учет природных ресурсов и вторичного сырья, производят их социально-экономическую оценку.

Лимиты на природопользование представляют собой систему экологических ограничений по территориям и предусматривают установленные на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Лимиты на природопользование устанавливаются для предприятий -природопользователей специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды с учетом экологической обстановки в определенном регионе.

Возмездный характер природопользования означает установление платы за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды, за другие виды воздействия.

Плата за природные ресурсы (землю, недра, воды, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

• за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

• за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

• на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Плата за загрязнение окружающей природной среды, другие виды воздействия взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения как в пределах, так и сверх установленных лимитов.

Единая система внебюджетных государственных экологических фондов создается в целях восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и решения других природоохранительных задач. В эту систему входят федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды. Средства на счет фондов поступают от предприятий, учреждений, организаций, а также иностранных юридических лиц и граждан.

26. Экологическое страхование

Согласно российскому законодательству страхование - это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении предусмотренных событий за счет денежных фондов, которые создаются из уплачиваемых этими лицами страховых взносов.

Под экологическим страхованием понимаются отношения, направленные на защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении экологически неблагоприятных последствий за счет денежных фондов, создаваемых страхователями.

Законодательство предусматривает страхование двух видов -добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.