скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Экологическое право

В качестве объекта экологического страхования выступает риск имущественной ответственности, когда страхователю предъявляются имущественные претензии о возмещении ущерба за загрязнение земель, вод, воздуха в результате наступления страхового события.

Страховым событием экологического страхования признается внезапное, непредвиденное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, которые привели к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод.

Размер страхового возмещения, выплачиваемого страхователю, устанавливается договором. Сумма возмещения включает в себя компенсацию:

• ущерба;

убытков от ухудшения условий жизни и окружающей среды;

• расходов на ликвидацию последствий страхового события (очистку территории, спасение жизни и имущества).

В ряде случаев страховщик может отказать в выплате страхового возмещения. К таким случаям относятся:

• невыполнение страхователем профилактических или предупредительных мер, оговоренных страховщиком при заключении договора;

• недобросовестное отношение страхователя к выполнению определенных обязанностей после наступления страхового события.

27. Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды

Сохранение жизнеспособности и разнообразия экосистем, предотвращение истощения невозобновляемых ресурсов невозможно без заинтересованности общества в сохранении среды обитания. Использование экономических стимулов способствует повышению качества жизни, изменению сознания человека и стереотипов его поведения. Опыт показывает, что применение методов экономического стимулирования имеет большое значение для разработки способов интеграции социально-экономического развития и охраны окружающей среды.

Стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей природной среды осуществляется путем:

• установления налоговых и иных льгот. Они предоставляются предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, в случае внедрения ими безотходных технологий и производств, при использовании вторичных ресурсов, осуществлении деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;

• освобождения от налогообложения экологических фондов;

•передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

•установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов;

применения поощрительных цен на экологически чистую продукцию;

• введения специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;

• применения льготного кредитования предприятий, успешно реализующих мероприятия по охране окружающей природной среды.

Данный примерный перечень способов экономического стимулирования охраны окружающей природной среды может быть дополнен и расширен с учетом особенностей субъектов, характера природопользования.

28. Нормирование качества окружающей природной среды

Человечество не может позволить себе дальнейшее бесконтрольное загрязнение окружающей природной среды, при этом вряд ли возможно ограничить масштабы хозяйственной деятельности. Единственный выход в подобной ситуации - выработка рациональных способов взаимодействия с окружающей природой. Одним из таких способов служит нормирование качества окружающей природной среды.

Цель нормирования - установление предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующий экологическую безопасность человека и сохранение генетического фонда, обеспечивающих использование природных ресурсов без ущерба и их воспроизводство в условиях эффективного хозяйствования.

Допустимыми признаются воздействия, не влияющие на качество окружающей среды или изменяющие среду обитания в допустимых пределах, то есть не разрушающие экосистему и не вызывающие неблагоприятных последствий у человека.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, равно как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. С течением времени по ходу развития науки и техники нормативы изменяются, при этом учитываются международные стандарты.

Основу нормирования составляют нормативы концентраций загрязняющих веществ - стандарты допустимых концентраций, в частности, предельно допустимых концентраций (ПДК), максимально допустимых уровней (МДУ), предельно допустимых уровней (ПДУ), допустимых остаточных количеств (ДОК) и т.д.

Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, предусматриваются с целью оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира.

Исходя из повышенной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных и рекреационных зон) для них устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на природную среду.

Нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов вредных веществ, размещения отходов производства определяются с учетом производственных мощностей объекта, данных о возможных вредных последствиях по каждому источнику загрязнения согласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей природной среде. С учетом экологической обстановки в регионе определяются также нормативные объемы размещения отходов производства.

Нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов, размещения отходов производства утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды (по химическим веществам), санитарно-эпидемиологического надзора (по микроорганизмам и биологическим веществам).

Нормативы предельно допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения устанавливаются уполномоченными органами в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека.

Нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных химических веществ в продуктах питания устанавливаются путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека, по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии.

Указанные нормативы утверждаются государственными органами Российской Федерации санитарно-эпидемиологического надзора по согласованию с государственной агрохимической службой Российской Федерации.

Нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и других вредных воздействий.

29. Государственная экологическая экспертиза

В последние годы одним из основных инструментов государственной экологической политики, управления природопользованием является экологическая экспертиза. Экологическая экспертиза, или оценка воздействия на окружающую среду – это оценка уровня возможных негативных воздействий планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и природные ресурсы.

Государственная экологическая экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества, рационального использования природных ресурсов, а также предупреждения негативных последствий хозяйственной деятельности.

Законом РФ "Об экологической экспертизе" от 23.11.95 (в ред. От 15.04.98) предусмотрен ряд принципов экологической экспертизы:

презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;

независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;

гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;

ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

В Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Государственную экологическую экспертизу организовывают и проводят на федеральном уровне и уровне субъектов РФ специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы. Порядок ее проведения устанавливается нормативными правовыми актами РФ и субъектов Федерации.

Инициаторами проведения общественной экологической экспертизы выступают граждане и общественные организации (объединения), органы местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основное направление деятельности которых, в соответствии с их уставами, - охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы. Такие органы должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке.

Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области экологической экспертизы.

Федеральное Собрание РФ обеспечивает соответствие законодательных актов Российской Федерации законодательству Российской Федерации об экологической экспертизе.

Правительство РФ в области экологической экспертизы:

• утверждает порядок проведения государственной экологической экспертизы;

• контролирует исполнение российского законодательства об экологической экспертизе федеральными органами государственной власти;

• осуществляет меры по обеспечению соблюдения законов, а также по обеспечению прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы;

• ежегодно отчитывается о своей деятельности в области экологической экспертизы перед Президентом РФ.


30. Права и обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе

Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, вправе:

• получать от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, организующего проведение экспертизы, информацию о сроках проведения экологической экспертизы, затрагивающей интересы этих заказчиков;

• получать для ознакомления от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, организующего проведение экспертизы, нормативно-технические и инструктивно-методические документы о проведении экспертизы;

• обращаться в специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы, организующие проведение экспертизы, с требованиями об устранении нарушений порядка проведения экспертизы;

• представлять пояснения, замечания, предложения в письменной или устной форме относительно объектов государственной экологической экспертизы;

• оспаривать заключения государственной экологической экспертизы в судебном порядке;

• предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного умышленным нарушением российского законодательства об экологической экспертизе.

Заказчики документации, подлежащей экспертизе обязаны:

• представлять на экологическую экспертизу документацию в соответствии с требованиями законодательных актов;

• оплачивать проведение государственной экологической экспертизы;

• передавать специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы и общественным организациям (объединениям), организующим проведение экологической экспертизы, необходимые материалы, сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объектов экологической экспертизы;

• осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;

• передавать данные о выводах заключения государственной экологической экспертизы в банковские организации для открытия финансирования реализации объекта государственной экологической экспертизы.

31. Экологический контроль

Задачи экологического контроля:

• наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

• проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

Систему экологического контроля составляют государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль.

Цели государственной - службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды:

• наблюдение за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир;

• обеспечение заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде;

• составление прогнозов ее состояния и своевременных предупреждений.

Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей природной среды осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды при участии министерств и ведомств через систему наблюдения в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, а также в космическом пространстве.

Государственный экологический контроль в РФ осуществляется Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, правительствами субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятий, учреждений, организаций. Задачи производственного экологического контроля состоят в проверке:

• выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды;

• рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;

• соблюдения нормативов качества окружающей природной среды;

• выполнения требований природоохранительного законодательства.

Предприятия, учреждения, организации утверждают положения, регулирующие порядок проведения производственного экологического контроля.

Муниципальный экологический контроль в области охраны окружающей среды на территории муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления или уполномоченные ими органы.

Общественный экологический контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный контроль осуществляют общественные и иные некоммерческие объединения в соответствии с их уставами, а также граждане в соответствии с законодательством.

Результаты общественного контроля в области охраны окружаю щей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.