Дипломная работа: Анализ деятельности Республиканской Клинической Инфекционной Больницы г. Ижевск и разработка предложений по улучшению ее работы
В условиях недостаточной обеспеченности источниками финансирования, необходимыми для удовлетворения потребностей в материальных ресурсах, важнейшим направлением повышения эффективности деятельности организации является экономное расходование материалов.
Экономия материальных ресурсов имеет первостепенное значение для отраслей материального производства. В то же время не теряет она свое значение и для бюджетных учреждений, где выражается в соблюдении установленных норм расхода отдельных видов материалов при выполнении конкретных работ. В связи с этим в процессе анализа для оценки уровня использования материальных ценностей фактический их расход сравнивается с нормативным. Результат выражается в экономии или перерасходе отдельных видов материальных ресурсов. При этом следует учитывать, что не всякая экономия заслуживает положительной оценки. Особое значение имеет не экономия вообще, а какими средствами она достигнута. Например, экономия в расходах на медикаменты, если она вызвана ухудшением лечения больных, должна рассматриваться как самое отрицательное явление. Экономия, полученная в результате более экономного расходования материалов, топлива, инструментов и т.п., заслуживает всякого поощрения. Поэтому именно возможность получения такой экономии и должна выявляться в процессе анализа эффективности использования материальных ресурсов.
2.3. Анализ себестоимости услуг
Каждому предприятию для осуществления его деятельности необходимо наличие определенных ресурсов. В то же время перед ним стоит задача: как наиболее эффективно их использовать? Степень эффективности использования ресурсов предприятия в целом, а также их влияние на прибыль определяется с помощью многофакторной модели измерения эффективности использования ресурсов (МФМИЭИР). Применительно к РКИБ результаты расчета МФМИЭИР приведены в таблице 24.
Анализ таблицы показал, что:
· По данным колонки 8 (изменение стоимости реализованной продукции и стоимости затрат, измеренных в ценах базового периода) и 9 (изменение стоимости реализованной продукции и стоимости затрат за счет изменения цен) объем оказанных услуг вырос на 56,6%; затраты на заработную плату снизились на 0,5% при росте тарифных ставок и окладов на 21,5%. Снизились расходы на сырье и материалы - на 2,8%, но выросли расходы на услуги - на 9,7%. В целом затраты выросли на 0,3%.
· По данным колонки 10 (совокупное влияние изменений объема и затрат в натуральном выражении и цен на результаты) объем реализации в розничных ценах увеличился на 56%, а затраты увеличились на 11,6%, причем наблюдается снижение затрат на лекарственные средства и продукты питания (на 7,4%), прочие услуги – 9% при одновременном росте затрат по остальным статьям расходов, среди которых отмечен наибольший рост затрат на вспомогательные материалы (71,9%).
· Исходя из данных колонок 11 и 12 (величина стоимости того или иного вида ресурса или совокупных затрат, приходящихся на 1 рубль реализованной продукции в базовом и отчетном периодах) можно сказать, что на 1 рубль оказанных услуг в базовом периоде тратилось 37,907 тыс.руб., а в отчетном периоде - 27,018 тыс. руб., т.е. произошло снижение затрат на 1 рубль оказанных услуг.
· По данным колонок 13 и 14 (производительность совокупных затрат труда в базовом и отчетном периодах) производительность совокупного труда составила в отчетном периоде 0,037 тыс. руб. на 1 рубль затрат против 0,026 тыс.руб. в базовом периоде, при этом изменение цены исключается.
· По данным колонок 15,16,17 (какой элемент изменения затрат (объем в натуральном выражении, цены или оба вместе) использовался эффективно или наоборот) можно сказать, что такой вид затрат как вспомогательные сырье и материалы использовался неэффективно (0,911<1) с точки зрения производительности. Рабочая сила вследствие роста окладов и тарифных ставок (0,823<1) также использовалась неэффективно. В целом ресурсы за период использовались эффективно.
· Данные колонок 18,19,20 показывают влияние на прибыльность учреждения производительности труда, политики цен и всей хозяйственной деятельности в целом. Так, затраты на рабочую силу обеспечили рост прибыли на 11824,46 тыс. руб., расходы на сырье и материалы - 12116 тыс. руб., а затраты на вспомогательные материалы (строительные, тара, запчасти) принесли убыток в сумме 182,85 тыс.руб.; расходы на услуги - 4421,96 тыс.руб. В целом затраты на ресурсы обеспечили рост прибыли на 28362,42 тыс.руб.
2.4.Оценка финансового состояния
Анализ деятельности бюджетных учреждений проводится с целью установить, насколько эффективно используются средства бюджета, направляемые на финансирование конкретного учреждения, соответствуют ли качество и объем услуг, оказываемых населению или другим субъектам хозяйствования, затратам, которые несет государство по их оказанию.
С учетом специфики деятельности РКИБ анализ финансового состояния предлагаем провести по 2 направлениям: вертикальный анализ баланса и сметный анализ.
2.4.1. Вертикальный анализ баланса
Вертикальный анализ баланса проведем на основе приложения 2. Она составляется с помощью «Баланса исполнения бюджета» (форма 1).
Из таблицы видно, что валюта баланса в целом выросла на 1,82%, причем отмечается резкий рост валюты баланса по внебюджетной деятельности – 5763% с одновременным падением валюты баланса по бюджетной деятельности, внебюджетная деятельность набирает оборот. Происходит переориентация источников финансирования. Так, если в 2005 году доля внебюджета в общем объеме финсредств составляла 8%, то в 2006 году – уже 4,8%. В основном за счет внебюджета стала финансироваться такая статья как материальные запасы (67,92% от общего объема финансирования). 99,58% всех финансовых активов – денежные средства и дебиторская задолженность – сосредоточены во внебюджетной деятельности. Что касается обязательств, то они выросли на 318%, причем основная их доля «легла на плечи» внебюджета – 85% в 2006 году против 3,21% в 2005 году. Значительную долю при этом составляют расчеты с поставщиками и подрядчиками (83,45%): по оплате услуг связи, по приобретению основных средств, материальных запасов; расчеты по платежам в бюджет, прочие расходы с кредиторами (89,93%). Общий финансовый результат учреждения упал на 40%.
2.4.2. Анализ исполнения сметы расходов РКИБ
Одной из особенностей учета расходов в бюджетных учреждениях, имеющих важное значение для анализа исполнения смет, является отражение в бухгалтерском учете двух видов расходов: кассовых и фактических. Кассовыми расходами считаются все суммы, выданные банком как наличными деньгами, так и путем безналичных расчетов. К фактическим же расходам относятся действительные затраты учреждений, оформленные соответствующими документами, а также расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной заработной плате и стипендиям. При внесении в банк каких-либо сумм на бюджетные или текущие счета учреждений в бухгалтерском учете на эти суммы уменьшаются кассовые расходы.
Значение анализа исполнения сметы расходов бюджетных учреждений состоит в том, что с его помощью определяются отклонения, во-первых, кассовых расходов от фактических, во-вторых – кассовых и фактических расходов от назначений по смете и, в-третьих, отклонения всех видов этих расходов от выделенных бюджетных средств. Анализ способствует выявлению причин отклонений, а также позволяет обеспечивать контроль за соблюдением норм расходов на текущее содержание по всем статьям бюджетной классификации. Таким образом, проведем анализ исполнения сметы расходов по трем направлениям, одновременно анализируя бюджетную и внебюджетную деятельность РКИБ за 2004 – 2005 годы.
При анализе исполнения сметы расходов бюджетного учреждения прежде всего изучаются состав и структура расходов. С этой целью расходы группируются по статьям бюджетной классификации (приложения 3. 4, 5).
Бюджетное финансирование.
По данным таблицы из приложения 3 в 2004 – 2005 годах был допущен перерасход средств на 7,77% и 20,87% соответственно. В 2004 году в значительной степени это обусловлено значительным перерасходом средств на текущие нужды: прочие расходы по статье материальные запасы – 517%, услуги по содержанию имущества – 281%, лечебные расходы – 138,8%. В 2005 году наблюдается та же ситуация: значительный перерасход по прочим расходам по статье материальные запасы – 175%, услугам по содержанию имущества – 275,85%, прочим расходам по приобретению услуг – 152,72%.
Необходимо отметить, что для РКИБ характерен значительный удельный вес расходов на заработную плату и оплату коммунальных услуг. Можно отметить, что наблюдается переориентация источников финансирования. Если раньше основная доля бюджетных средств тратилась на оплату труда и приобретение услуг, то с 2005 года основная их доля тратится на приобретение услуг и закупку материальных активов.
Также необходимо особо подчеркнуть очень низкий процент капитальных затрат в общем объеме расходов: в целом за 2004 год – 1,75%, в 2005 году – 4,04%, хотя, как видим, наметилась положительная тенденция. Все это не может не сказаться на уровне и качестве обслуживания в РКИБ.
Финансирование УТФОМС.
Также можно сказать о перерасходе средств: на 15,88% в 2004 году и 11,02% в 2005 году. Причем перерасход средств в целом в 2004 году наблюдается в основном за счет статей приобретение услуг – 154,92%, прочие расходы по статье материальные запасы – 387%, увеличение стоимости основных средств – 131%. Также можно отметить недорасход средств по оплате труда – на 14,7%.
В 2005 году наибольший перерасход средств допущен по статьям увеличение стоимости основных средств – 169%, увеличение стоимости матзапасов. Также мала доля капитальных затрат – 9,41% и 2,43% в 2004 и 2005 годах соответственно, причем заметна тенденция к снижению финансирования УТФОМС этой статьи. Основные статьи-потребители средств ОМС в 2004 году – мат. запасы (75%), в 2005 – оплата труда (66%) и мат. запасы (29%).
Внебюджетное финансирование (платные услуги).
Значительный перерасход средств здесь допущен в 2005 году -131,24%. Наибольший перерасход допущен по следующим статьям: приобретение и модернизация непроизводственного оборудования – 1219,25%, коммунальные услуги – 371,75%, продукты питания – 274,66%. Значительный вес в общих расходах занимают расходы: в 2004 году – на оплату труда – 51,6%, на приобретение услуг – 20,3%, на приобретение мат. запасов – 27,26%; в 2005 году – на оплату труда – 40,78%, на приобретение услуг – 23,7%, на приобретение мат. запасов – 29,57%. Также мала доля капитальных расходов (4,5%).
Следующим шагом анализа исполнения сметы является анализ соотношения кассовых и фактических расходов больницы.
Изучение соотношения между кассовыми и фактическими расходами позволяет выявлять причины, направления и размеры отклонений расходов, возникающих в процессе исполнения сметы.
Как отмечалось ранее, фактические расходы — это затраты отчетного периода на содержание бюджетного учреждения. Их изучение позволяет судить об эффективности использования бюджетных средств, устанавливать степень соответствия расходов объему выполненных учреждением работ (услуг). Кассовыми расходами называются затраты бюджетных средств в пределах сумм, выданных банком бюджетному учреждению наличными деньгами или в порядке безналичных расчетов через систему казначейства. Анализ соотношения между кассовыми и фактическими расходами проводится в целом по смете и по отдельным ее статьям с использованием данных отчета об исполнении сметы расходов (форма № 2), баланса об исполнении сметы расходов (форма № 1).
В приложениях 6, 7, 8 приведены показатели по РКИБ, необходимые для общей характеристики соотношения между ними.
Бюджетное финансирование.
В 2004 году в целом фактический расход больше кассового на 553,39 тыс.руб. Превышение фактических расходов над кассовыми имело место по расходам на приобретение услуг – 889,59 тыс.руб. (из них наибольшая доля принадлежит расходам по содержанию имущества и оплата текущего ремонта зданий и сооружений), на приобретение и модернизация оборудования – 680,72 тыс.руб., на лечебные нужды – 643,37 тыс.руб.
Кассовые расходы были выше фактических по следующим статьям: оплата труда – 1758,71 тыс. руб., транспортные услуги – 39,67 тыс.руб.
Финансирование УТФОМС.
В 2004 году в целом фактический расход больше кассового на 523,24 тыс.руб. Превышение фактических расходов над кассовыми имело место по расходам на приобретение лечебных средств – 434,05 тыс.руб., на приобретение и модернизация оборудования – 202,92 тыс.руб.
Кассовые расходы были выше фактических по следующим статьям: услуги по содержанию имущества – 175,48 тыс.руб., прочие расходы по статье услуги – 156,5 тыс.руб., прочие расходы по статье приобретение мат. запасов – 84,78 тыс.руб.
В 2005 году в целом фактический расход больше кассового на 2237,02тыс. руб. Превышение фактических расходов над кассовыми имело место по расходам на содержание имущества – 598,23 тыс. руб., прочим расходам по статье приобретение основных средств – 382,13 тыс. руб., по расходам на приобретение мат. запасов – 601,79 тыс. руб., продуктов питания - 643,66 тыс. руб., прочие расходы по статье приобретение мат. запасов – 816,8 тыс.руб.
Кассовые расходы были выше фактических по следующим статьям: оплата горюче-смазочных материалов – 535,6 тыс. руб., приобретение мягкого инвентаря и обмундирования – 510,52 тыс. руб.
Внебюджетное финансирование.
В 2004 году в целом кассовый расход больше фактического на 3,25 тыс. руб. Превышение кассовых расходов над фактическими имело место по расходам на оплату труда 7,5 тыс.руб., начисления на оплату труда – 3,62 тыс.руб., по прочим расходам по статье приобретение мат. запасов – 8,88 тыс.руб.
Фактические расходы были выше кассовых по следующим статьям: услуги по содержанию имущества – 8,53 тыс. руб., лечебные расходы – 6,33 тыс. руб., продукты питания – 2,42 тыс. руб.
Следующим шагом анализа исполнения сметы является анализ соблюдения сметных назначений.
Сопоставление кассовых расходов с назначениями по смете имеет целью, во-первых, выявить недорасход или перерасход выделенных из бюджета средств и, во-вторых, обеспечить действенный контроль за исполнением сметы расходов. В результате анализа нередко устанавливаются факты превышения кассовых расходов по одним статьям сметы с одновременным недоиспользованием средств по другим статьям. Такие случаи означают нарушение принципа целевого использования бюджетных ассигнований.
В ходе анализа особое внимание уделяется изучению случаев превышения расходов по статьям, по которым превышены сметные назначения. За этим могут скрываться различные нарушения. Например, приобретение излишних или дорогостоящих материальных ценностей, содержание сверхштатного персонала, нарушения в оплате труда, завышение плана по объему строительно-монтажных работ или выполнение работ на сверхплановых объектах при капитальном ремонте зданий и сооружений и др.
Для изучения отклонений кассовых расходов от выделенных по смете составляются таблицы (приложения 9, 10, 11).
Бюджетное финансирование.
Расчеты в таблице, характеризующие уровень кассового исполнения сметы расходов за 2004 – 2005 годы, показывают, что перерасход бюджетных средств не был допущен ни по одной статье сметы. Вместе с тем больница недоиспользовала перечисленные средства в 2004 г. В размере 8,58 тыс.руб.
Финансирование УТФОМС.
Анализ показывает незначительный перерасход сметных назначений за 2004 и 2006 годы в размере 0,05(по статье оплата текущего ремонта) и 0,02 тыс. руб. соответственно. В 2006 году перерасход средств УТФОМС был допущен по статье начисления на оплату труда – 119,17 тыс. руб. Вместе с тем наблюдается недорасход средств по таким статьям как: приобретение услуг – 0,02 тыс. руб., лечебные расходы – 60,99 тыс. руб., продукты питания – 33,92 тыс. руб., мягкий инвентарь и обмундирование – 24,15 тыс. руб.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41