скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Социально-культурный сервис и туризм (ГОСы 2003г.)

Известные карстовые районы с широким распространением пещер находятся в Средней Азии, Южном Китае, Мексике.

74. Экологический туризм.

Возникновение и развитие экотуризма тесно связано с историей выделения природных территорий. Конец 19 века можно считать временем возникновения экологического т-ма, которому способствовал процесс создания национальных парков в США, Канаде и т.д. Этот процесс резко активизовался после 2 мировой войны. Национальные парки усиленно рекламировались, в них обустраивались места отдыха, смотровые площадки, строились средства размещения и т.д. Все эти меры способствовали росту интереса к экологическому туризму.

Под ЭКОТУРИЗМОМ подразумеваются "любые виды туризма и рекреации в природе, которые не наносят ущерба природным комплексам, содействуют охране природы и улучшению благосостояния местного населения".

Чрезвычайно важно по четко сформулировать основные принципы экологического туризма. Экологический туризм должен быть:

·      обращенным к природе и основанным на использовании преимущественно природных ресурсов;

·      не наносящим ущерба природной среде нашего обитания;

·      нацеленным на экологическое образование и просвещение;

·      заботящимся о сохранении местной социокультурной среды;

·      экономически эффективным и обеспечивающим устойчивое развитие тех районов, где он осуществляется.

·      Тур или маршрут экологичны, если (основные признаки):

·      экологичен транспорт, которым пользуются туристы;

·      пища туристов экологически чиста и полезна;

·      маршруты туристов и квалифицированные гиды ведут их в интересные и экологически благоприятные природные и культурные ландшафты;

·      в программу тура включаются посещение учебных экологических троп, природоведческих, краеведческих музеев, и, непременно, ознакомление с местными экологическими проблемами;

·      мусор не выбрасывается на общую помойку или свалку;

·      привалы, бивуаки и особенно костры устраиваются только в специально оборудованных местах;

·      грибы, ягоды, цветы, лекарственные растения, любые природные сувениры собираются только тогда и там, где это разрешено;

·      отели, кемпинги или приюты, в которых останавливаются туристы, расположены так, что не нарушают экологически устойчивое развитие окрестного ландшафта ;

·      эти отели и кемпинги построены из экологически безвредных материалов;

·      туристы с уважением относятся к культурным местным традициям;

·      туристы доступными им способами участвуют в решении местных экологических проблем;

·      доходы от тура не изымаются целиком из местного бюджета, но способствуют его наполнению.

Всемирный фонд дикой природы(WWF) - одна из крупнейших в мире независимых международных природоохранных организаций. Сегодня WWF занимается практической реализацией экологических программ и влияет на природоохранную политику государств. Главная цель - сохранение биологического разнообразия Земли.

Российское представительство WWF открыто в 1994 году.

На территории России и в Средней Азии расположено 18 экорегионов. Среди них - Алтай-Саянская горная страна, Дальний Восток, Кавказ, где WWF осуществляет экорегиональные проекты.

На протяжении трех лет WWF активно поддерживает работу мобильных бригад по борьбе с нелегальными рубками на Дальнем Востоке. Несмотря на то, что в составе бригад "Кедр" в Приморье и "Сова" в Хабаровском крае работали всего 10 человек, их деятельность по выявлению и пересечению варварских рубок оказалась большим подспорьем в работе служб лесной охраны Хабаровского и Приморского краев.

Ситуация с лесными пожарами особенно неблагоприятна на Дальнем Востоке России, где в отдельные годы сгорает до 1 миллиона гектаров леса. Лесные пожары разрушают целые экосистемы, создавая угрозу обитанию многих видов животных и растений. Экспертами WWF созданы критерии и индикаторы определения девственных лесов на Дальнем Востоке России.

. На Дальнем Востоке колоссальные размеры приобретает незаконная добыча рыбы, крабов и других промысловых животных, разворачиваются широкомасштабные проекты освоения нефтегазовых  месторождений.  В ответ на сложившуюся ситуацию WWF подготовил в 1999-2000 годах первую в России стратегию сохранения морского биологического разнообразия (Морскую стратегию) для Дальнего Востока, предполагающую партнерство государственных и общественных организаций. Ее общая цель на 2000-2005 годы определена как "Сохранение и восстановление биоразнообразия и предотвращение нарушений естественных экологических процессов в морях Дальнего Востока России". Природоохранная деятельность на Дальнем Востоке может стать моделью для решения проблем других российских морей.

Морская стратегия состоит из нескольких взаимосвязанных частей:

·        Развитие морских заповедников, национальных парков и других охраняемых участков и включение их в общую сеть особо охраняемых природных территорий.

·        Сохранение находящихся под угрозой видов морских животных - прежде всего, серого и гренландского китов, некоторых видов лососей и дальневосточного трепанга.

·        Рациональное управление морскими биологическими ресурсами и сбор исчерпывающей информации о незаконном промысле тех или иных видов морских животных.

·        Развитие морского экологического законодательства.

·        Экологическое образование, просвещение населения и поддержка местной природоохранной инициативы.

·        Предотвращение разрушительного промышленного воздействия на шельфовую зону (подводную окраину материка) и загрязнения прибрежных участков моря и побережья. Создание механизмов стратегической экологической оценки программ развития морской нефте- и газодобычи.

Инспекция по борьбе с браконьерами "Тигр", действующая под эгидой WWF на Дальнем Востоке, в первую очередь, для охраны амурского тигра и мест его обитания, с 2000 года распространила свою деятельность и на море. Бригады представляют серьезную угрозу браконьерам, нелегально добывающим редкие виды морских промысловых животных, в том числе трепанга и морского ежа.

По утверждению Питера Шэклфорда, регионального представителя ВТО в Европе, термин «экотуризм» используется в индустрии туризма уже более 10 лет, однако в это понятие вкладывается разное содержание. В одном случае экотуризм - это путешествия, предпринимаемые в не тронутые человеческой цивилизацией, экологически чистые уголки природы для поддержания экологического равновесия в природе. В другом - термин «экотуризм» рассматривается как ярлык предлагаемого к продаже турпродукта. Но и в том, и в другом случае экотуризм рассматривается как неотъемлемый элемент устойчивого развития туризма. Известно, что туризм по-разному влияет на окружающую среду. Туриндустрия эксплуатирует природные, культурные и исторические ресурсы страны, нуждается в собственности на землю, производит отходы, загрязняет воздух, воду и почву, оказывает мощное антропогенное воздействие на природу. Транспорт использует невосполнимые виды топлива, загрязняя окружающую среду.


75. Экскурсия: понятие, значение экскурсии в совр. тур. бизнесе.

Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания окружающего мира, процесс знакомства с особенностями природы, истории, быта, достопримечательностями определённого города или региона.

Экскурсия – это прогулка, предпринятая с целью изучения определенной темы на материально-доступном наблюдении при помощи обхода.

Экскурсия в современном понимании – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ним.

Элементы экскурсии:

1.      Показ, но не осмотр.

2.      Рассказ: осмотр – посмотреть поверхностно;

рассказ – посмотреть более тщательно.

Рассказ зависит от скорости движения: - неповторимость

- использование зрительных док-в

Общими признаками для всех экскурсий явл.:

1.     Протяженность во времени проведения (от 1 академического часа – 45 мин. – до 1 суток).

2.     Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

3.     Наличие квалифицированного руководителя, специалиста в определенной области знаний, обязанности которого выполняет экскур-вод.

4.     Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.

5.     Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

6.     Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы, диктующей организаторам экскурсий определенный порядок и последовательность показания объектов.

7.     Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

Классификация экскурсий:

1.      По содержанию:

-             обзорные (по любому городу, экск. поездки, общее представление).

-             Тематические: исторические, историко-революционные, военно-исторические, производственные, природоведческие, искусствоведческие, архитектурно-градостроительные, литературные, религиозные.

2.      По составу участников:

-             для взрослых, детей

-             местного населения, приезжих

-             городского, сельского населения

-             организованных групп или сборных

-             отдыхающих в санаториях и на курортах, участников семинаров, конференций.

3.     По месту проведения: городские, загородные, морские, производственные, музейные, комплексные.

4.     По способу передвижения: пешеходные, транспортные (автом., тролл., трамв., теплоходные, авиа).

5.     По форме проведения: обычные, массовые, прогулки, беседы, уроки, концерты, консультации.

6.     По количеству участников: групповые, индивидуальные (1-5 человек)

Структура экскурсии:

1.      Введение:, представление, инструктаж.

Как правило, состоит из 2 частей: организационной (представление экскурсовода, проводится краткий инструктаж экскурсантов по правилам поведения и безопасности на маршруте) и информационной (краткое сообщение о теме, маршруте, протяжённости и продолжительности экскурсии, времени и месте окончания). По времени выступление рассчитано на 5-7 минут.

2.      Основная часть.

Она должна содержать:

·      Введение в тему – это краткий рассказ об эпохе, предшествующих событиях.

·      Введение в тему обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия.

Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, на сочетания показа и рассказа. Её содержание состоит из нескольких подтем, объединённых темой. Подтемы включают несколько вопросов и логически увязываются между собой в определённой дозировке по времени, в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии. При этом важным является подбор объектов таким образом, чтобы объекты помогали бы раскрытию содержания определённым путём.

·      Материал необходимо подбирать с учётом развития темы. Нарастание действия служит заодно введением в тему и завязкой и развивается по восходящей к кульминации и развязке.

В центре кульминации лежит главное событие, главный экскурсионный объект.

·      Кульминацией в экскурсии часто является финал.

3.      Заключение.

Занимает по времени в среднем 3-5 минут .

Итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии.


76. Методика разработки экскурсионного маршрута.

Экскурсия – результат двух важнейших процессов: её разработки и её исполнения.

Этапы разработки экскурсии:

Выбрать тему экскурсии (в названии должна быть «изюминка»).

Составление библиографии (список литературы основной и дополнительной).

Сбор материала и его оформление, сортировка: по объектам, по личностям, по событиям.

Отбор и изучение экскурсионных объектов, которые имеют непосредственное отношение к теме, объекты д.б. расположены на маршруте т. о., чтобы обеспечивалось непрерывное воздействие экск-го маршрута на участников. Д.б. оптимальное количество объектов. 3ч. – 15-20 объектов, из них 10 основных. В тематических экскурсиях 6-10 объектов (3ч.)

Составление маршрута, основные требования:

·      не д.б. противоречий с правилами ГИБДД;

·      не д.б. повторного проезда по улице, площади;

·      к объекту д.б. удобный подход и подъезд;

·      другие объекты не должны отвлекать внимание;

·      переезд или проход между объектами показа не д.б. более 10 мин.

Объезд (засекаем время, смотрим, где делать выходы, которых д.б. 3,4).

Подготовка текста: по хронологии, оп тематике.

Составление портфеля экск-вода: фотокарты, но не более 10-15 шт, схемы, чертехи, рисунки, копии документов.

Составление методической разработки – «паспорт».

Первый лист: название, вид экскурсии состав экскурсантов, продолжительность, протяженность маршрута, кто составил, кто рассмотрел, утвердил.

Второй лист: вступление (3-7 мин.), знакомство с группой, основные сведения об экскурсантах, продолжительность экскурсии, особенности, место окончания.

Маршрут экскурсии.

Подтемы экскурсии (основные позиции, объекты).

3 лист:

Маршрут экскурсии Остановки Объекты показа Время в мин. Подтемы и вопросы

Организа

ционные ука

зания

Методические

указания

Прием экскурсии.

Утверждение экскурсии.

Утверждение списка экскурсоводов по данной экскурсии.

Сертификация экск-го маршрута. На сертификацию предоставляются след. документы: тематическая карта экскурсии, схема маршрута, утверждённая в ГИБДД, должностные инструкции экскурсовода.


77. Методика проведения экскурсии.

Любая экскурсия основана на сочетании двух главных элементов: показа экскурсионных объектов и рассказа о них.

Показ и рассказ на экскурсии не бывают в одинаковых пропорциях для всех видов и тем экскурсий. Соотношение рассказа и показа может и должно изменяться. Показ объектов на одной экскурсии отличается от показа на другой по той же теме и по времени, затрачиваемому на него, и по методике проведения. Такие же изменения происходят и с рассказом. Он может быть более или менее подробным, более или менее образным.

Основные причины этих различий – в меняющемся содержании экскурсий в зависимости от особенностей аудитории; в обеспеченности данной темы объектами; в хар-ре демонстрируемых объектов; в степени их сохранности; в объёме фактического материала, которым располагает экскурсовод; в сложностях наблюдения и понимания объектов экскурсантами.

Наиболее эффективно провести экскурсию позволяют методические приёмы показа и рассказа.

Показ -  процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, памятником архитектуры или архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие экскурсовода, направленное на выявление сущности объекта.

Показ объектов явл. действием, занимающим главенствующее положение в экскурсии. Правильно отобранные объекты, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

Показ объекта – это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объекта под руководством квалифицированного специалиста.

Показ в экскурсии явл. суммой 3 элементов:

·      Самостоятельного наблюдения экскурсантами объекта;

·      Ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода» с целью дополнения зрительного ряда;

·      Показа под руководством экскурсовода (с применением определённых методических приёмов показа).

Условия для показа:

·      Правильно выбранные точки показа;

·      Время, сезон, более выгодные для показа;

·      Возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, не имеющих отношения к данной теме экскурсии;

·      Возможность передвижения экскурсантов в целях использования методического приёма при показе объекта с разных точек обзора;

·      Умения и навыки экскурсовода;

Методические приёмы показа:

-      Предварительный просмотр – это прём показа, при помощи которого осуществляется ориентация экскурсантов в пространстве и при этом получается обобщающее зрительное впечатление об объектах.

-      Абстрагирование – позволяет не видеть, что для данной экскурсии явл. несущественным.

-      Экскурсионный анализ – это вид показа, с помощью которого происходит детальное наблюдение объекта для изучения его сущности в целом или отдельных его частей.

-         Исследовательский анализ – помогает выявить идею произведения искусства и определить выразительные средства, с помощью которых создаётся это произведение.

-         Исторический анализ – разновидность экск. анализа, которая позволяет установить черты, характер для определённой эпохи, освещает связь экск. объекта с истор. событиями.

-         Научный анализ – выделяет существенные свойства экск. объекта с помощью знания, закономерностей опред. отраслей наук.

-      Локализация – с помощью которого конкретизируется в локальной обстановке показ объектов, памятных мест во временной или хронологической последовательности (привязка к месту).

-      Зрительный, реконструирующий приём – приём показа, с помощью которого воссоздаётся, воспроизводится, путём образного показа, определённая историческая эпоха, событие, памятное место, сохранившиёся или несохранившийся объект.

-      Показ наглядных пособий – использование «портфеля экскурсовода» в дополнение зрительного восприятия.

-      Панорамный показ с помощью него осуществляется общее знакомство с экск. объектом с опред. точки (видовая).

-      Показ по ходу движения – с предварительным выделением опознавательных признаков.

Экскурсия представляет собой ограниченное сочетание средств предметной и изобразительной наглядности и важного дополнения к этому уникальному в своём роде сочетанию – слова. Важно в процессе проведения экскурсии обеспечить органическое единство между тем, что получает экскурсант при наблюдении объекта, и пояснениями экскурсовода.

Рассказ – условно принятое в экскурсионной деят. название устной речи экскурсии, т.е. сообщения и пояснения, которые экскурсовод даёт группе (например: объект – историч. событие, с которым он связан; хар-ка и анализ объекта; деят. конкретных истор. лиц).

Рассказ экскурсовода выполняет 2 задачи:

·      Комментирует, поясняет, дополняет увиденное.

·      Реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант.

Рассказ – это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монолога.

В ходе экскурсии происходит нарастание рассказа от устной информации к зрительной, от зрительных впечатлений – к словесным оценкам и выводам.

Требования к рассказу: тематичность, сюжетность, конкретность, связанность, логичность, краткость, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.

Методические приёмы рассказа:

·      Описание – приём рассказа, с помощью которого последовательно излагаются особенности объекта, его внешнего облика (описывать можно комнату, памятник, истор. место).

·      Характеристика – приём рассказа, с помощью которого происходит выявление наиболее существенных сторон объекта, а т.ж. существенных сторон явлений, процесса событий, связанных с объектом (харак-ые черты).

·      Объяснение – приём, с помощью которого освящаются внутренние связи объекта, выявляются причины какого-либо события, явления, фактора.

·      Справка – даётся сжатое, краткое изложение материала об объекте, сочетается с абстрагированием.

·      Цитирование – вводятся точные обрывки из произведений классиков, документов, мемуаров, воспоминаний.




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.