Реферат: Социально-культурный сервис и туризм (ГОСы 2003г.)
Известные карстовые районы с широким распространением пещер находятся в Средней Азии, Южном Китае, Мексике.
74. Экологический туризм.
Возникновение и развитие экотуризма тесно связано с историей выделения природных территорий. Конец 19 века можно считать временем возникновения экологического т-ма, которому способствовал процесс создания национальных парков в США, Канаде и т.д. Этот процесс резко активизовался после 2 мировой войны. Национальные парки усиленно рекламировались, в них обустраивались места отдыха, смотровые площадки, строились средства размещения и т.д. Все эти меры способствовали росту интереса к экологическому туризму.
Под ЭКОТУРИЗМОМ подразумеваются "любые виды туризма и рекреации в природе, которые не наносят ущерба природным комплексам, содействуют охране природы и улучшению благосостояния местного населения".
Чрезвычайно важно по четко сформулировать основные принципы экологического туризма. Экологический туризм должен быть:
· обращенным к природе и основанным на использовании преимущественно природных ресурсов;
· не наносящим ущерба природной среде нашего обитания;
· нацеленным на экологическое образование и просвещение;
· заботящимся о сохранении местной социокультурной среды;
· экономически эффективным и обеспечивающим устойчивое развитие тех районов, где он осуществляется.
· Тур или маршрут экологичны, если (основные признаки):
· экологичен транспорт, которым пользуются туристы;
· пища туристов экологически чиста и полезна;
· маршруты туристов и квалифицированные гиды ведут их в интересные и экологически благоприятные природные и культурные ландшафты;
· в программу тура включаются посещение учебных экологических троп, природоведческих, краеведческих музеев, и, непременно, ознакомление с местными экологическими проблемами;
· мусор не выбрасывается на общую помойку или свалку;
· привалы, бивуаки и особенно костры устраиваются только в специально оборудованных местах;
· грибы, ягоды, цветы, лекарственные растения, любые природные сувениры собираются только тогда и там, где это разрешено;
· отели, кемпинги или приюты, в которых останавливаются туристы, расположены так, что не нарушают экологически устойчивое развитие окрестного ландшафта ;
· эти отели и кемпинги построены из экологически безвредных материалов;
· туристы с уважением относятся к культурным местным традициям;
· туристы доступными им способами участвуют в решении местных экологических проблем;
· доходы от тура не изымаются целиком из местного бюджета, но способствуют его наполнению.
Всемирный фонд дикой природы(WWF) - одна из крупнейших в мире независимых международных природоохранных организаций. Сегодня WWF занимается практической реализацией экологических программ и влияет на природоохранную политику государств. Главная цель - сохранение биологического разнообразия Земли.
Российское представительство WWF открыто в 1994 году.
На территории России и в Средней Азии расположено 18 экорегионов. Среди них - Алтай-Саянская горная страна, Дальний Восток, Кавказ, где WWF осуществляет экорегиональные проекты.
На протяжении трех лет WWF активно поддерживает работу мобильных бригад по борьбе с нелегальными рубками на Дальнем Востоке. Несмотря на то, что в составе бригад "Кедр" в Приморье и "Сова" в Хабаровском крае работали всего 10 человек, их деятельность по выявлению и пересечению варварских рубок оказалась большим подспорьем в работе служб лесной охраны Хабаровского и Приморского краев.
Ситуация с лесными пожарами особенно неблагоприятна на Дальнем Востоке России, где в отдельные годы сгорает до 1 миллиона гектаров леса. Лесные пожары разрушают целые экосистемы, создавая угрозу обитанию многих видов животных и растений. Экспертами WWF созданы критерии и индикаторы определения девственных лесов на Дальнем Востоке России.
. На Дальнем Востоке колоссальные размеры приобретает незаконная добыча рыбы, крабов и других промысловых животных, разворачиваются широкомасштабные проекты освоения нефтегазовых месторождений. В ответ на сложившуюся ситуацию WWF подготовил в 1999-2000 годах первую в России стратегию сохранения морского биологического разнообразия (Морскую стратегию) для Дальнего Востока, предполагающую партнерство государственных и общественных организаций. Ее общая цель на 2000-2005 годы определена как "Сохранение и восстановление биоразнообразия и предотвращение нарушений естественных экологических процессов в морях Дальнего Востока России". Природоохранная деятельность на Дальнем Востоке может стать моделью для решения проблем других российских морей.
Морская стратегия состоит из нескольких взаимосвязанных частей:
· Развитие морских заповедников, национальных парков и других охраняемых участков и включение их в общую сеть особо охраняемых природных территорий.
· Сохранение находящихся под угрозой видов морских животных - прежде всего, серого и гренландского китов, некоторых видов лососей и дальневосточного трепанга.
· Рациональное управление морскими биологическими ресурсами и сбор исчерпывающей информации о незаконном промысле тех или иных видов морских животных.
· Развитие морского экологического законодательства.
· Экологическое образование, просвещение населения и поддержка местной природоохранной инициативы.
· Предотвращение разрушительного промышленного воздействия на шельфовую зону (подводную окраину материка) и загрязнения прибрежных участков моря и побережья. Создание механизмов стратегической экологической оценки программ развития морской нефте- и газодобычи.
Инспекция по борьбе с браконьерами "Тигр", действующая под эгидой WWF на Дальнем Востоке, в первую очередь, для охраны амурского тигра и мест его обитания, с 2000 года распространила свою деятельность и на море. Бригады представляют серьезную угрозу браконьерам, нелегально добывающим редкие виды морских промысловых животных, в том числе трепанга и морского ежа.
По утверждению Питера Шэклфорда, регионального представителя ВТО в Европе, термин «экотуризм» используется в индустрии туризма уже более 10 лет, однако в это понятие вкладывается разное содержание. В одном случае экотуризм - это путешествия, предпринимаемые в не тронутые человеческой цивилизацией, экологически чистые уголки природы для поддержания экологического равновесия в природе. В другом - термин «экотуризм» рассматривается как ярлык предлагаемого к продаже турпродукта. Но и в том, и в другом случае экотуризм рассматривается как неотъемлемый элемент устойчивого развития туризма. Известно, что туризм по-разному влияет на окружающую среду. Туриндустрия эксплуатирует природные, культурные и исторические ресурсы страны, нуждается в собственности на землю, производит отходы, загрязняет воздух, воду и почву, оказывает мощное антропогенное воздействие на природу. Транспорт использует невосполнимые виды топлива, загрязняя окружающую среду.
75. Экскурсия: понятие, значение экскурсии в совр. тур. бизнесе.
Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания окружающего мира, процесс знакомства с особенностями природы, истории, быта, достопримечательностями определённого города или региона.
Экскурсия – это прогулка, предпринятая с целью изучения определенной темы на материально-доступном наблюдении при помощи обхода.
Экскурсия в современном понимании – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ним.
Элементы экскурсии:
1. Показ, но не осмотр.
2. Рассказ: осмотр – посмотреть поверхностно;
рассказ – посмотреть более тщательно.
Рассказ зависит от скорости движения: - неповторимость
- использование зрительных док-в
Общими признаками для всех экскурсий явл.:
1. Протяженность во времени проведения (от 1 академического часа – 45 мин. – до 1 суток).
2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).
3. Наличие квалифицированного руководителя, специалиста в определенной области знаний, обязанности которого выполняет экскур-вод.
4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.
5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы, диктующей организаторам экскурсий определенный порядок и последовательность показания объектов.
7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).
Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.
Классификация экскурсий:
1. По содержанию:
- обзорные (по любому городу, экск. поездки, общее представление).
- Тематические: исторические, историко-революционные, военно-исторические, производственные, природоведческие, искусствоведческие, архитектурно-градостроительные, литературные, религиозные.
2. По составу участников:
- для взрослых, детей
- местного населения, приезжих
- городского, сельского населения
- организованных групп или сборных
- отдыхающих в санаториях и на курортах, участников семинаров, конференций.
3. По месту проведения: городские, загородные, морские, производственные, музейные, комплексные.
4. По способу передвижения: пешеходные, транспортные (автом., тролл., трамв., теплоходные, авиа).
5. По форме проведения: обычные, массовые, прогулки, беседы, уроки, концерты, консультации.
6. По количеству участников: групповые, индивидуальные (1-5 человек)
Структура экскурсии:
1. Введение:, представление, инструктаж.
Как правило, состоит из 2 частей: организационной (представление экскурсовода, проводится краткий инструктаж экскурсантов по правилам поведения и безопасности на маршруте) и информационной (краткое сообщение о теме, маршруте, протяжённости и продолжительности экскурсии, времени и месте окончания). По времени выступление рассчитано на 5-7 минут.
2. Основная часть.
Она должна содержать:
· Введение в тему – это краткий рассказ об эпохе, предшествующих событиях.
· Введение в тему обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия.
Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, на сочетания показа и рассказа. Её содержание состоит из нескольких подтем, объединённых темой. Подтемы включают несколько вопросов и логически увязываются между собой в определённой дозировке по времени, в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии. При этом важным является подбор объектов таким образом, чтобы объекты помогали бы раскрытию содержания определённым путём.
· Материал необходимо подбирать с учётом развития темы. Нарастание действия служит заодно введением в тему и завязкой и развивается по восходящей к кульминации и развязке.
В центре кульминации лежит главное событие, главный экскурсионный объект.
· Кульминацией в экскурсии часто является финал.
3. Заключение.
Занимает по времени в среднем 3-5 минут .
Итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии.
76. Методика разработки экскурсионного маршрута.
Экскурсия – результат двух важнейших процессов: её разработки и её исполнения.
Этапы разработки экскурсии:
Выбрать тему экскурсии (в названии должна быть «изюминка»).
Составление библиографии (список литературы основной и дополнительной).
Сбор материала и его оформление, сортировка: по объектам, по личностям, по событиям.
Отбор и изучение экскурсионных объектов, которые имеют непосредственное отношение к теме, объекты д.б. расположены на маршруте т. о., чтобы обеспечивалось непрерывное воздействие экск-го маршрута на участников. Д.б. оптимальное количество объектов. 3ч. – 15-20 объектов, из них 10 основных. В тематических экскурсиях 6-10 объектов (3ч.)
Составление маршрута, основные требования:
· не д.б. противоречий с правилами ГИБДД;
· не д.б. повторного проезда по улице, площади;
· к объекту д.б. удобный подход и подъезд;
· другие объекты не должны отвлекать внимание;
· переезд или проход между объектами показа не д.б. более 10 мин.
Объезд (засекаем время, смотрим, где делать выходы, которых д.б. 3,4).
Подготовка текста: по хронологии, оп тематике.
Составление портфеля экск-вода: фотокарты, но не более 10-15 шт, схемы, чертехи, рисунки, копии документов.
Составление методической разработки – «паспорт».
Первый лист: название, вид экскурсии состав экскурсантов, продолжительность, протяженность маршрута, кто составил, кто рассмотрел, утвердил.
Второй лист: вступление (3-7 мин.), знакомство с группой, основные сведения об экскурсантах, продолжительность экскурсии, особенности, место окончания.
Маршрут экскурсии.
Подтемы экскурсии (основные позиции, объекты).
3 лист:
Маршрут экскурсии | Остановки | Объекты показа | Время в мин. | Подтемы и вопросы |
Организа ционные ука зания |
Методические указания |
Прием экскурсии.
Утверждение экскурсии.
Утверждение списка экскурсоводов по данной экскурсии.
Сертификация экск-го маршрута. На сертификацию предоставляются след. документы: тематическая карта экскурсии, схема маршрута, утверждённая в ГИБДД, должностные инструкции экскурсовода.
77. Методика проведения экскурсии.
Любая экскурсия основана на сочетании двух главных элементов: показа экскурсионных объектов и рассказа о них.
Показ и рассказ на экскурсии не бывают в одинаковых пропорциях для всех видов и тем экскурсий. Соотношение рассказа и показа может и должно изменяться. Показ объектов на одной экскурсии отличается от показа на другой по той же теме и по времени, затрачиваемому на него, и по методике проведения. Такие же изменения происходят и с рассказом. Он может быть более или менее подробным, более или менее образным.
Основные причины этих различий – в меняющемся содержании экскурсий в зависимости от особенностей аудитории; в обеспеченности данной темы объектами; в хар-ре демонстрируемых объектов; в степени их сохранности; в объёме фактического материала, которым располагает экскурсовод; в сложностях наблюдения и понимания объектов экскурсантами.
Наиболее эффективно провести экскурсию позволяют методические приёмы показа и рассказа.
Показ - процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, памятником архитектуры или архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие экскурсовода, направленное на выявление сущности объекта.
Показ объектов явл. действием, занимающим главенствующее положение в экскурсии. Правильно отобранные объекты, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.
Показ объекта – это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объекта под руководством квалифицированного специалиста.
Показ в экскурсии явл. суммой 3 элементов:
· Самостоятельного наблюдения экскурсантами объекта;
· Ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода» с целью дополнения зрительного ряда;
· Показа под руководством экскурсовода (с применением определённых методических приёмов показа).
Условия для показа:
· Правильно выбранные точки показа;
· Время, сезон, более выгодные для показа;
· Возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, не имеющих отношения к данной теме экскурсии;
· Возможность передвижения экскурсантов в целях использования методического приёма при показе объекта с разных точек обзора;
· Умения и навыки экскурсовода;
Методические приёмы показа:
- Предварительный просмотр – это прём показа, при помощи которого осуществляется ориентация экскурсантов в пространстве и при этом получается обобщающее зрительное впечатление об объектах.
- Абстрагирование – позволяет не видеть, что для данной экскурсии явл. несущественным.
- Экскурсионный анализ – это вид показа, с помощью которого происходит детальное наблюдение объекта для изучения его сущности в целом или отдельных его частей.
- Исследовательский анализ – помогает выявить идею произведения искусства и определить выразительные средства, с помощью которых создаётся это произведение.
- Исторический анализ – разновидность экск. анализа, которая позволяет установить черты, характер для определённой эпохи, освещает связь экск. объекта с истор. событиями.
- Научный анализ – выделяет существенные свойства экск. объекта с помощью знания, закономерностей опред. отраслей наук.
- Локализация – с помощью которого конкретизируется в локальной обстановке показ объектов, памятных мест во временной или хронологической последовательности (привязка к месту).
- Зрительный, реконструирующий приём – приём показа, с помощью которого воссоздаётся, воспроизводится, путём образного показа, определённая историческая эпоха, событие, памятное место, сохранившиёся или несохранившийся объект.
- Показ наглядных пособий – использование «портфеля экскурсовода» в дополнение зрительного восприятия.
- Панорамный показ – с помощью него осуществляется общее знакомство с экск. объектом с опред. точки (видовая).
- Показ по ходу движения – с предварительным выделением опознавательных признаков.
Экскурсия представляет собой ограниченное сочетание средств предметной и изобразительной наглядности и важного дополнения к этому уникальному в своём роде сочетанию – слова. Важно в процессе проведения экскурсии обеспечить органическое единство между тем, что получает экскурсант при наблюдении объекта, и пояснениями экскурсовода.
Рассказ – условно принятое в экскурсионной деят. название устной речи экскурсии, т.е. сообщения и пояснения, которые экскурсовод даёт группе (например: объект – историч. событие, с которым он связан; хар-ка и анализ объекта; деят. конкретных истор. лиц).
Рассказ экскурсовода выполняет 2 задачи:
· Комментирует, поясняет, дополняет увиденное.
· Реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант.
Рассказ – это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монолога.
В ходе экскурсии происходит нарастание рассказа от устной информации к зрительной, от зрительных впечатлений – к словесным оценкам и выводам.
Требования к рассказу: тематичность, сюжетность, конкретность, связанность, логичность, краткость, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.
Методические приёмы рассказа:
· Описание – приём рассказа, с помощью которого последовательно излагаются особенности объекта, его внешнего облика (описывать можно комнату, памятник, истор. место).
· Характеристика – приём рассказа, с помощью которого происходит выявление наиболее существенных сторон объекта, а т.ж. существенных сторон явлений, процесса событий, связанных с объектом (харак-ые черты).
· Объяснение – приём, с помощью которого освящаются внутренние связи объекта, выявляются причины какого-либо события, явления, фактора.
· Справка – даётся сжатое, краткое изложение материала об объекте, сочетается с абстрагированием.
· Цитирование – вводятся точные обрывки из произведений классиков, документов, мемуаров, воспоминаний.